r_arrow

E-commerce пока уступает физическим магазинам в категории детских товаров

4 октября 2023 г. 11:47
img

Онлайн-ритейл vs офлайн? Маркетплейсы или специализированные детские магазины – где именно родители покупают детские товары чаще всего? Потребительское поведение родителей изучил аналитический центр НАФИ.

Большинство родителей, приобретающих товары для своих детей, комбинируют онлайн и офлайн покупки. Доли тех, кто покупает в интернете и в физических магазинах, различаются незначительно (79% и 70% соответственно). Оказалось, что в категории детских товаров игра идет на равных.

Рейтинг предпочитаемых мест покупок:

  • маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress, Lamoda и т.п.) – 67%,
  • детские магазины, доступные физически (не интернет-магазины) – 50%,
  • детские отделы супермаркетов или гипермаркетов – 39%,
  • интернет-магазины продуктов и товаров повседневного спроса (с отдельным сайтом) – 20%
  • специализированные интернет-магазины детских товаров (с отдельным сайтом) – 13%.

В меньшей степени среди родителей распространены покупки из рук в руки. 7% покупали товары у частных продавцов, которых нашли на специализированных сайтах в интернете, а 1%  у родственников, друзей или знакомых.

Если смотреть на оценку и расположенность к различным местам покупки, то 45% опрошенных нравится покупать детские товары через маркетплейс, 28% – нравится совершать покупки в специализированных детских магазинах, а 14% – нравится покупать детские товары в детских отделах супермаркетов или гипермаркетов.

Приверженцев маркетплейсов больше среди родителей подростков (80%) и молодых родителей (72% среди мам и пап до 24 лет).

Покупки в больших детских магазинах больше по душе женщинам (32% против 22% среди мужчин) и родителям дошкольников от 4 до 6 лет (44%).

Детские отделы супермаркетов или гипермаркетов лучше воспринимают в качестве места покупки детских товаров родители маленьких детей, которым 2-3 года (35%), жители сельской местности (21%) и неработающие мамы и папы (22%).

Источники информации о покупке

На инструменты продвижения товаров и брендов в интернете обращают внимание 72% опрошенных.

Чаще всего родители смотрят на акции и спецпредложения в мобильных приложениях детских магазинов (34% опрошенных).

Каждый пятый берет во внимание результаты поиска в интернете (19%). Примерно столько же родителей, прежде чем купить товар, читают статьи-обзоры с рекомендациями или смотрят видео о товаре (18%).

Другими площадками, вызывающими интерес, являются социальные сети, а также сайты, посвященные детям и воспитанию. На рекламу детских товаров там обращают внимание 9% и 10% участников исследования соответственно.

Доля тех, кто при выборе детских товаров ориентируется на рекламу, выше среди родителей детей от 4 до 6 лет (82%), многодетных родителей (86%) и молодежи (94% среди россиян до 24 лет).

Онлайн или офлайн: преимущества

Доли почитателей офлайн и онлайн покупок среди родителей не сильно разнятся, потому как каждый из способов имеет свои преимущества.

Так, среди плюсов маркетплейсов их пользователи-родители называют легкость в оформлении заказа (79%), широкий ассортимент – представленность всех нужных товаров в одном месте (78%), удобную оплату (74%) и доставку (73%).

Преимуществами офлайн-магазинов можно считать:

  • возможность потрогать и примерить вещь перед покупкой (об этом говорят 47% среди тех, кто не пользуется онлайн-площадками для приобретения детских товаров, им сложно сделать выбор только по картинке),
  • развитую инфраструктуру магазинов с детскими товарами (29% офлайн-покупателей говорят, что им нет необходимости пользоваться приложениями или сайтами, так как в шаговой доступности есть хорошие детские магазины),
  • возможность забрать товар в момент покупки (каждый пятый не покупающий детские товары в интернете выражает неудовлетворенность условиями (23%) и сроками (22%) доставки).

Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований аналитического центра НАФИ:

«Рынок интернет-торговли развивается: появляются новые форматы ритейла, расширяется ассортимент магазинов и география их присутствия. Эти тренды характерны, в том числе, и для категории детских товаров.

Несмотря на активное проникновение практики совершения онлайн-покупок в повседневную жизнь и улучшение сервиса, среди россиян присутствует стереотипное отношение интернет-ритейлу, которое важно учитывать при работе с покупателем: недоверие к качеству товаров и их оригинальности, недостаточно бережная доставка и неудобная система доставки, низкий уровень развития программ лояльности покупателей».

В исследовании приняли участие 500 мужчин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей и покупающих для них какие-либо детские товары.

Сообщает RDT-info

Фото: Freepik, автор pvproductions

 

Интервью и аналитика