r_arrow

«Фабрика по производству магии». Интервью с председателем совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлианой Слащевой

13 апреля 2022 г. 22:16
img
На прошлой неделе в России отмечали День анимации и 110-летие со дня первой официальной российской анимационной премьеры. О конкурентоспособности отечественной анимации сегодня и непростой задаче учить детей добру и дружбе «Снобу» рассказала Юлиана Слащева, председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм», председатель правления Ассоциации анимационного кино и гендиректор Киностудии имени М. Горького.
О карьере и умении работать в кризис

Мой опыт говорит о том, что серьезная карьера — это, в первую очередь, конечно, талант, профессионализм, знание своих преимуществ, какая-то внутренняя собранность. Плюс, безусловно, большую роль играют приобретенные навыки. Например, в наше нестабильное время важно уметь перенастраиваться, быть гибким.

Мне говорят, что у меня достаточно уникальный подход к сегодняшней ситуации:  несмотря ни на что, я все равно планирую работу как минимум на год вперед. У нас на «Союзмультфильме» был план на семь лет, и сейчас мы пересматриваем стратегию с учетом корректив этого года. При этом, как я слышала, во многих организациях ограничиваются днями, максимум — неделями. Понимаю, что все делают скидку на турбулентность, но мое мышление устроено так, что я все равно всегда буду думать о долгосрочных планах, о долгосрочных стратегиях — так проще и легче построить недельные планы.

Я достаточно адаптивный человек. И по текущему состоянию рынка, и по тем людям, которые сделали карьеру, я вижу, что многие также обладают этим качеством. Сегодня, на мой взгляд, не работают традиционные жесткие стратегии. Важным становится базовое самоопределение как руководителя, так и команды, с точки зрения миссии: куда идем, зачем, что хотим сделать.

При этом необходимо уметь действовать интуитивно, иногда даже вразрез с логикой. И, наверное, важно не бояться совершать ошибки. Вообще, на мой взгляд, добиваются успеха люди с низким порогом чувствительности к риску. Это значит, что они готовы к тому, чтобы совершать ошибки, учиться на них и, как результат, продвигаться вперед быстрее.

О дополнительной ответственности женщины-руководителя

Говорят, что я первая женщина — руководитель Киностудии им. М. Горького и первая женщина — руководитель «Союзмультфильма» за 70 лет. Не думаю, что это накладывает какие-то дополнительные обязательства или ответственность. Руководство какой-либо компанией в целом ​​влечет за собой много обязательств, и это не зависит от гендерного фактора.

Однако, если учесть, что обе студии производят детский и детско-семейный контент,  логика в том, что ими руководит женщина, безусловно есть.

На руководящих позициях в «Союзмультфильме» в целом очень много женщин. Операционный директор, генеральный продюсер, креативный директор, главный юрист, главы департаментов маркетинга и PR — все эти должности занимают женщины. И это просто стечение обстоятельств: все мои коллеги знают, что я большой поборник гендерного равенства в рабочем коллективе. Всегда стараюсь сделать так, чтобы мужчин и женщин было одинаковое количество: это дает дополнительную мотивацию ходить на работу, хорошо выглядеть, держать себя в форме, быть в тонусе. У нас много мужчин в IT-отделах и в творческих коллективах, а вот основное продюсерское звено состоит из женщин.

 

О стиле руководства

Точно не жесткий. Мои главные инструменты — доверие и мотивация. Я всегда стараюсь брать на работу людей, которых не нужно контролировать. За много лет я уже привыкла, что если я кому-то что-то поручила, значит, это точно будет сделано. А если это сделать невозможно, то человек сам вернется ко мне с объяснениями, почему это так. Директивное управление, жесткая вертикаль — точно не мой стиль. Я предпочитаю  руководить через командную эмоцию и мотивацию. При этом, безусловно, все контролирующие функции у нас налажены, они осуществляются через бизнес-процессы.

О российском рынке анимации и о месте «Союзмультфильма» на этом рынке

В российской анимационной отрасли одновременно развиваются два направления. Первое — это авторское кино, которое я отношу к сфере искусства и творческого эксперимента. Второе — зрительская анимация для массового показа. И она тоже делится на две группы: сериальная, которую мы смотрим по ТВ и в сети, и полнометражная, которая идет в кино.

Сегодня на российском рынке работают порядка 80 анимационных студий. Из них около шести-семи являются лидерами — это компании, которые на постоянной основе производят более одного проекта. Кроме «Союзмультфильма» это входящая в холдинг ВГТРК студия «Паровоз», «Рикки», включающая «Аэроплан», «Анимаккорд», воронежская студия WIZART и студия «Мельница» кинокомпании СТВ. Эти студии производят порядка 60% анимационного контента, который сегодня есть на российском рынке.

Только «Союзмультфильм» в прошлом году создал более 300 эпизодов сериальной анимации. Это очень много. Для сравнения: во времена расцвета советского «Союзмультфильма», в 60–70-е годы XX века, студия производила порядка 20–30 фильмов в год. Плюс к этому одновременно мы работаем сразу над несколькими полными метрами, один из которых — фильм «Суворов: Великое путешествие» — выйдет в прокат 1 мая. Картина досталась нам «в наследство» от предыдущего руководства студии, и над ней пришлось много работать: с учетом переделок это заняло около пяти лет. Сопродюсером фильма выступает видеосервис Okko, по окончании проката картину сможет также увидеть аудитория этой платформы.

О конкуренции российских мультфильмов на международном рынке

В 2020 году мы создали стратегию, согласно которой отрасль должна войти в десятку мировых анимационных держав через пять-семь лет. Это должно было произойти в 2025-м, максимум в 2027-м. В настоящий момент по объему анимационного рынка Россия находится в конце ТОП-20.

Для того чтобы войти в ТОП-10, нужно было нарастить отрасль в два раза. Это не только производство и продажи контента «Союзмультфильма», но и отрасли в целом. Всем крупным игрокам, о которых я упоминала, нужно было вдвое увеличить показатели экспорта. И мы все на это были нацелены.

В начале этого года студия провела несколько очень хороших сделок по продаже нашего контента за рубеж, заручились поддержкой крупного партнера — большой продюсерской и дистрибьюторской компании из Европы. Рост международных продаж был основной задачей «Союзмультфильма» на ближайшие пять лет. Сегодняшняя ситуация полностью изменила весь ландшафт и в том числе наши планы. Компании в США, Европе и Австралии остановили закупки российского детского контента, хотя интерес по-прежнему сохраняется. Однако говорить сейчас о нашей конкурентоспособности на этих рынках не приходится. Хотя я убеждена в том, что проекты «Союзмультфильма» и российская анимация в целом пользовались бы большим спросом.

Что сейчас? Сейчас мы должны переориентироваться на другие рынки, туда, где нас ждут, где нас готовы видеть. Это Ближний Восток, Азия, Латинская Америка. Думаю, в ближайшие два-три года именно здесь будет сосредоточен международный фокус российских студий. И уверена, мы точно конкурентоспособны с точки зрения качества и стоимости нашей анимации.

О студии «Союзмультфильм» как холдинге

Я когда-то сравнивала телевидение с доменной печью, которую ни в коем случае нельзя остановить и куда все время нужно подкидывать дрова. «Союзмультфильм» же для меня — это такая фабрика по производству магии. Она также должна постоянно работать, создавая добро, которое потом распространяется по всему миру. Вся наша отрасль несет в мир доброе, вечное, позитивное, развлекающее и развивающее одновременно.

Чтобы поддерживать качество контента, который мы делаем, креативные идеи, мы должны быть в постоянном движении, работать как маховик.

Что такое «Союзмультфильм» как структура? Мы стремимся стать небольшим творческо-медийным холдингом, в котором будет «все свое». А именно своя разработка идей, девелопмент, свое продюсирование, свое производство. В «Союзмультфильме» сегодня работают порядка 600 человек. И большая часть нашей деятельности — анимационное производство. У студии есть свой детский телевизионный канал «Мультиландия», который работает по кабельно-спутниковой модели, то есть как платное телевидение. Сегодня это третий канал по охвату и времени смотрения среди всех детских каналов в платной модели. У него очень большая аудитория, накопленный охват канала за последние два года составил 31 миллион человек. И это хорошие показатели.

В ближайшее время мы планируем создать свое агентство по продаже лицензий на анимационных персонажей для разных товарных категорий. Также у нас есть два центра мультимедийных аттракционов «Союзмультпарк» и несколько развлекательно-познавательных «Союзмультклубов». Обе франшизы мы собираемся расширять.

О том, как оценить успех проекта у детской аудитории

Первым мерилом успешности всегда были открытые площадки, работающие по рекламной модели — RuTube, YouTube и еще некоторые открытые платформы, на которых доступен бесплатный просмотр. Здесь у нас стабильно высокие показатели. Кроме того, мы проводим специальные опросы, исследуя «узнаваемость» персонажей, проектов. Если мы чувствуем, что просмотров недостаточно, нет аудитории, то прикладываем дополнительные усилия по линии маркетинга и продвижения.

Также важно наблюдать за посещаемостью кинотеатров: это будет в фокусе нашего внимания, как только мы начнем выпускать полнометражные фильмы. С начала своей новой истории в 2017 году «Союзмультфильм» пока еще не выпускал полный метр для массового зрителя. Пять лет не было полного метра: мы настраивали сериальное и короткометражное производство, должны были вернуться к пайплайну, отлаживали производственный процесс.

В этом году, уверена, мы сможем оценить популярность наших фильмов на большом экране, правда, в несколько в искаженном виде. В связи с уходом зарубежного кино кинопрокат будет другим, поведенческие особенности людей изменятся. Тем не менее на уровень просмотра детского семейного контента в кино влияют дети. Они говорят родителям: «Пойдем в кино! Я видела рекламу! Хочу посмотреть». Наш новый фильм «Суворов: Великое путешествие» мы с радостью представим детской и взрослой аудитории. Очень надеемся, что дети смогут отвести родителей в кино. Это не только приключенческий фильм про действительно легендарного полководца, но еще и история о любви.

О любимых мультфильмах

В детстве очень любила «Тайну третьей планеты» Романа Кочанова. И до сих пор обожаю и считаю одним из лучших мультфильмов в истории.

Сейчас, во взрослом возрасте, у меня тоже есть любимые фильмы, но, чтобы не провоцировать ревность творческих команд, называть их не буду.

Скажу не о любимом, а о том, на который возлагаю большие надежды. Это наш новый сериал «Умка» про медвежонка, который вдохновлен двумя сериями мультфильма 50-летней давности и третьей серией, которую мы делали уже в наше время. Мы поменяли стиль анимации, сделали его чуть более понятным и близким современным детям. При этом очень ярким и атмосферным. Но это все те же добрые истории про Умку, который ищет друзей, ищет маму. Несколько серий уже готовы, и в ближайшее время мы вместе с нашим сопродюсером — видеосервисом Okko — представим «Умку» на рынке.

О сверхзадаче «Союзмультфильма»

Безусловно, сверхзадача есть. Она заключается в том, что мы продолжаем нести детям определенный набор ценностей, которые со временем не должны как-то меняться и трансформироваться. На первом месте — базовая ценность семьи. А также уважение друг к другу, к старшим, принятие других детей, не таких, как все, дружба, творчество — все это базовые понятия, которые мы закладываем в каждый наш проект.

Творческие группы «Союзмультфильма» постоянно сотрудничают с детскими психологами, чтобы убедиться, что все смыслы транслируются точно, образы, цвета, сюжеты понятны и, не дай бог, не травмируют маленького зрителя. Мне кажется, что сверхзадачей «Союзмультфильма» является намерение передавать все эти базовые человеческие ценности и воспитывать современных детей в тех же традициях, в которых были воспитаны мы, несмотря на постоянно меняющийся мир.

О личной сверхзадаче

У меня как у руководителя «Союзмультфильма» и человека, играющего важную роль в анимационной отрасли в целом, сверхзадачей до текущего момента было привести Россию в десятку мировых анимационных держав. Я считаю, что мы этого достойны. Наша школа анимации опережает очень многие школы по опыту, качеству, глубине высказывания.

Прямо здесь и сейчас у меня сверхзадача сохранить «Союзмультфильм» в том виде, в котором он существует, не потерять сотрудников, проекты и не снизить достигнутые темпы производства.

Рекомендации Юлианы Слащевой

Что смотреть вместе с детьми

  • «Тайна Коко». 2017. Pixar Animation Studios
  • «Неуловимые мстители». 1966. «Мосфильм»
  • трилогия «Белль и Себастьян». 2013–2017. Gaumont

Интересные книги

  • «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию», Ицхак Калдерон Адизес
  • «Рассечение Стоуна», Абрахам Вергезе
  • «Тревожные люди», Фредерик Бакман

Пишет «Сноб»

Интервью и аналитика