Текущие сложности
Все понимают, что пока сложно стоить прогнозы, как долго продлится текущий кризис. Положение дел осложняется падением курса рубля и снижением покупательской способности. Однако ситуация не безнадежна.
Валентина Курсанова, директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа»:
«Безусловно, сейчас всем сложно что-то прогнозировать. Любые планы и намерения меняются ежедневно.
Думаю, что сложившаяся ситуация, к сожалению, затянет бизнес в ещё большие сложности надолго. Мы пока не до конца осознаём последствия.
Покупательский спрос падает. Однако именно сейчас люди скупают продукты первой необходимости в огромном количестве. Именно сейчас продажи продуктов питания растут.
Что касается лицензий: очевидно, что сегодня ещё сложнее делать прогнозы по иностранным брендам. Мы уже сейчас видим, как Disney, Sony, Universal Pictures и другие правообладатели накладывают санкции на свой контент. Коснётся ли это лицензирования – не ясно».
Дарья Гакова, директор по лицензированию анимационной студии «Карамель и Ко»: «Безусловно, ситуация еще пока динамично развивается. Что будет дальше - не совсем понятно. Американские и европейские бренды приостанавливают работу в России, что усилит уже давно существующий тренд на российские проекты.
Хочется надеяться, что рынок не уйдёт в сторону пиратства западных брендов и не обесценятся все завоевания индустрии в этом направлении».
Анна Артюхова, управляющий директор по России и странам СНГ WildBrain CPLG: «Рынок сейчас сталкивается с колоссальными трудностями, вызванными обрывом отношений с западными компаниями, давлением на финансовый сектор и резким и значительным падением рубля. Это, несомненно, приведет к замедлению всех переговоров, отложенным запускам новой продукции. Придется подождать восстановления».
Процесс глобализации будет продолжаться
Тем не менее, по мнению экспертов, нельзя говорить о полной остановке в развитии лицензионной индустрии: процесс глобализации будет продолжаться. Кроме того, не все иностранные компании уходят с рынка или прекращают сотрудничество с российскими партнерами. Отдельно отметим, что на момент публикации данного материала не было официальной информации о том, что хоть один лицензиар, представляющий в России свои бренды, отзывает лицензии из нашей страны.
Ирина Седова, директор по развитию бизнеса The NPD Group: «Лицензионный рынок, как почти все рынки, связанные с индустрией контента, во многом глобален. Международные связи – это его топливо. Поэтому уход крупных глобальных игроков серьезно замедлит его развитие. Однако вряд ли остановит. Мы и особенно наши дети живем в глобальном мире; общение, игры, контент, который мы смотрим, тоже в значимой степени глобальны. Сегодня потребителей лицензионного контента невозможно полностью изолировать от влияния глобальных трендов, поэтому и рынок будет развиваться. Хотя в настоящее время его и нас ждет период потрясений».
Анна Артюхова: «Наше агентство представляет бренды европейских и американских правообладателей. К счастью, политическая ситуация никак не отразилась на нашем с ними сотрудничестве. Наши лицензиары пристально следят за ситуацией, однако ни один бренд не уходит из России. Сейчас важно давать им как можно больше информации о том, что у нас на самом деле происходит, и насколько санкции коснулись бизнеса».
Российский рынок по-прежнему перспективен
Любой кризис – это новые возможности для роста. Да, кто-то не выдержит испытаний и уйдет с рынка. Но тот, кто останется, станет еще сильнее. Все эксперты сегодня выделяют, в основном, два повода для оптимизма:
1. Дополнительные возможности для роста российских брендов внутри страны
Валентина Курсанова: «Российские бренды всегда будут вне санкций. Это, пожалуй, сейчас главный плюс российской анимации для бизнеса внутри страны.
Россия переживала множество кризисов, и этот мы переживем. Все восстановится. Главное – чтобы был мир во всем мире».
Олег Рой, писатель, генеральный продюсер анимационного бюро Great Frame: «За последние 10 лет многие российские писатели ушли с книжного рынка, поскольку не смогли противостоять экспансии зарубежных авторов. 85% печатных лицензий на российском рынке сегодня – иностранные.
Но внутри этой литературы никогда не содержались российские ценности. То же самое – с игрушками. Нашим технологам, нашим фабрикам не давали возможность развиваться. Ведь чтобы развиваться, нужно брать те лицензии, за которые ты в состоянии заплатить. В нынешних условиях производства не могут приобретать топовые иностранные лицензии – это огромные деньги.
Мы не дали нашим фабрикам российскую альтернативу и все эти годы развивали чужую экономику. Сейчас открываются перспективы по развитию российского бизнеса. Не импортозамещения – не нужно ничего замещать – нужно создавать свое. Какой бы тяжелой ни была нынешняя ситуация, она может положительно повлиять на российский рынок».
К слову, на этой неделе мы провели опрос среди читателей телеграм-канала Вестника лицензионного рынка. 53% опрошенных уверены, что выход с российского рынка иностранных брендов негативно повлияет на развитие лицензионной индустрии. 15% считают, что это даст российским брендам дополнительные возможности. 31% респондентов не готовы делать прогнозы.
2. Компании-производители ищут альтернативные ресурсы для развития, и все больше будут обращать внимание на лицензирование как эффективный маркетинговый инструмент
Дарья Гакова: «По результатам выставки Licensing World Russia, мы можем сказать, что компании, особенно российские производители, по-прежнему проявляют интерес к запуску новых совместных проектов. Мы ожидаем, что продолжится развитие российских онлайн-кинотеатров и приложений.
Поскольку отгрузки из Китая, скорее всего, возобновятся после решения возникших проблем с логистикой, полного закрытия импорта, я очень на это надеюсь, не произойдёт».
Анна Артюхова: «Уже сейчас мы наблюдаем позитивные изменения, компании стараются найти альтернативные ресурсы и даже находят их. Мы будем продолжать сотрудничество со всеми нашими партнерами. Никто не знает, как долго продлятся санкции, поэтому важно не давать друг другу паниковать, держаться вместе и поддерживать друг друга.
Российский рынок сам по себе был и остается перспективным рынком. Мы провели большое количество встреч и звонков на этой неделе. Первые выводы: те компании, который смогут воспользоваться своим шансом и успеют занять позиции ушедших конкурентов, будут безусловно в выигрыше, а взамен выбывших придут новые игроки. Мы видим в кризисе новые возможности для развития бизнеса, главное – успеть их разглядеть и вовремя подхватить».
Вестник лицензионного рынка
Фото: pexels.com, автор cottonbro