r_arrow

25-летие фильма Алексея Балабанова «Брат»

17 февраля 2022 г. 14:54
img

В 2022 году культовый фильм «Брат» режиссера Алексея Балабанова отметит 25-летие, а кинокомпания СТВ, создавшая картину, — 30-летие. Продюсер Сергей Сельянов, руководитель СТВ, создал компанию для поддержки и развития независимого кино. Среди кинорежиссеров, работавших с СТВ, — Сергей Бодров-младший, Александр Рогожкин, Сергей Бодров-старший, Бакур Бакурадзе, Павел Лунгин, Петр Буслов, Авдотья Смирнова. Фильмография кинокомпании насчитывает около двухсот фильмов, получивших в совокупности более 400 наград. Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова-младшего стал героем для поколения 1990-х. К юбилею фильма СТВ проведет культурные мероприятия и выпустит лицензионную продукцию в партнерстве с производителями. О новом проекте «Вестнику» рассказала коммерческий директор СТВ Людмила Цой.

Корр.: — Как вы считаете, почему фильм Брат стал символом целого поколения?

Людмила Цой: — Это вопрос не ко мне — я не кинокритик, есть много статей и видео на эту тему, обсуждения зрителей и профессиональных киноведов. Вот ответ Сельянова на этот вопрос: «Брат» — особый фильм, в нем люди увидели, что можно жить с достоинством, это очень важно для нашего народа, у которого достоинство всегда отнималось, ну и сейчас отнимается, а тут вдруг Балабанов и Сергей Бодров показали, что это можно, ни у кого ничего не просить, можно не сгибаться ни под какими обстоятельствами, можно взять на себя груз других людей и нести его за них и вместе с ними».

На мой взгляд, Данила Багров — действительно последний герой, ведь после Высоцкого, Цоя и Данилы больше никого не появилось.

— Как и почему появилась идея выводить этот фильм в лицензирование? Для России это прецедент, насколько он уникален и почему?

— Дело в том, что мы не планировали лицензировать «Брата». Для СТВ и Сергей Бодров и Леша Балабанов — очень внутренняя закрытая от других история. Ни у кого не возникало даже мысли сделать из этого «лицензионный бренд». Мы видели кучу контрафакта, который выпускался и продавался везде, начиная от девушек, которые предлагали связать «свитер Данилы» в Инстаграм, заканчивая майками и кружками жуткого дизайна, которые продаются в туристических местах и на Московском вокзале в Питере. Есть люди, которые водят экскурсии по местам съемок «Брат» в Питере и Жмурок в Нижнем Новгороде, регулярно появляются и удаляются граффити, Юрий Дудь выпустил фильм... Понятно, что это по-настоящему народная история, созданная на границе миров в 90-е, она не принадлежит ни прошлому, ни будущему, она живет, преодолевая время.

Прошло 25 лет, очень хочется, чтобы этих людей не забывали. Летом к нам обратились несколько компаний, в разговоре с которыми мы поняли, что для них это такая же важная, можно сказать, личная история, мы согласились.

— Целевая аудитория лицензионной продукции — это дети 90-х?

— В том-то и дело, что нет. Нашей задачей мы видим как раз не рассказать то, что уже было много раз проговорено, а создать диалог людей разных поколений. Поэтому мы сделали упор на партнерствах с центрами современного искусства, стрит-артистами и современными музыкантами. Выйдут документальные фильмы и серия работ современных художников, планируется выпуск коллекций одежды в коллаборации с российскими брендами. Но если глобально, это народный фильм, так что мы не пытаемся искусственно ограничить «железной рукой», кто нам подходит, а кто нет.

— Какие товарные категории сегодня уже заняты внутри программы, какие — нет? Какие, на ваш взгляд, перспективные? Какие компании стали лицензиатами?

— Я бы не говорила о происходящем, как о «программе» — речь не идет о заполнении ячеек, планах «продвижения» и так далее. Просто стало понятно, что есть некие внутренние лакуны, которые хочется заполнить нашим соотечественникам. Видимо, поэтому все участники-производители давно и без нас находятся в поиске идентичности. Кто мы, откуда, куда мы идем — вот это все. Из того, что уже на финальной стадии — специальная модель БРАТ25 часов «Ракета», линейка ювелирных украшений AVGVST, серия комиксов издательства BUBBLE, издательство АСТ впервые для широкого круга опубликует сценарии фильмов «Брат»/«Брат2». К осени мы ждем коллекционную фигурку Данилы компании PROSTO toys, а компания «Питерский щит» выпустит линейку одежды, вдохновленную всеми фильмами Алексея Балабанова, ведь в этом же году также исполняется 30 лет с момента основания Кинокомпании СТВ. Но первой в юбилейный год выходит коллекция INCITY, в которой, среди всего прочего, будет iconic item — свитер Данилы. Но уже сейчас понятно, что это далеко не все.

— Какие мероприятия по празднованию юбилея проекта планируются в ближайшем году?

— Часть из них состоится в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге — городах, где жил и учился Алексей Октябринович Балабанов. В Санкт-Петербурге пройдут специальные показы фильмов «Брат» и «Брат-2» и III Балабановские чтения, в нижегородском «Арсенале» — день Алексея Балабанова, а в Ельцин Центре в Екатеринбурге — выставка «Привет, это Данила. Ну тот, с плеером». Осенью в Санкт-Петербурге на площадке культурного пространства «Севкабель» откроется большая интерактивная выставка, посвященная культовому фильму. Это то, что мы готовы уже сейчас анонсировать, но обновления программы будут регулярно.

Новости о мероприятиях, посвященных юбилею фильма, будут появляться на отдельном сайте www.brat25.ru

«Вестник лицензионного рынка»

Российские новости