r_arrow

Заключаем лицензионный договор: основные условия

11 ноября 2021 г. 12:25
img
Совместно с партнером по юридическим вопросам, компанией «Медиа-НН», «Вестник лицензионного рынка» запускает серию публикаций, просто и доходчиво рассказывающих о правовых основах лицензионного бизнеса. Специалисты «Медиа-НН» более 15 лет работают в сфере защиты интеллектуальной собственности, и на основе своего опыта дают рекомендации читателям, как избегать главных ошибок при заключении договора, как бороться с контрафактом, какую ответственность несет правообладатель и какие юридические риски есть у производителя. Сегодня мы расскажем об основных условиях лицензионного договора, кроме того, вы сможете скачать образец лицензионного договора с комментариями юристов.

Итак, производитель принял для себя решение заключить лицензионный договор на использование бренда. Прежде, чем обратиться к правообладателю, ему необходимо четко понимать ряд ключевых характеристик лицензионной сделки: срок, территория, объем и так далее. От этих условий и будет зависеть цена такого использования.

Лицензионные договоры заключаются по принципу: производителю разрешено то, что прямо указано в договоре. Именно поэтому лицензионный договор должен быть грамотно оформлен и должен содержать максимально подробное описание условий использования бренда, прав, обязанностей и гарантий сторон, которыми являются лицензиар и лицензиат.

Вид лицензионного договора

Прежде всего, необходимо определиться с видом лицензионного договора: будет это исключительная либо не исключительная лицензия. Основными преимуществами исключительной лицензии являются:

1. В течение срока действия договора исключительной лицензии правообладатель не вправе использовать сам, а также передавать третьим лицам право использовать бренд в том объеме, в котором такое право предоставлено производителю.

Например, по лицензионному договору исключительной лицензии производитель изготавливает на территории РФ шоколад с использованием бренда. Правообладатель в течение срока этого договора не может передать такое же право иным производителям, а также не может сам использовать бренд при производстве шоколада на территории РФ. Однако правообладатель может предоставить такое право иным производителям на территории других стран.

2. Юридическое преимущество: производитель может от своего имени вести защиту от контрафакта в случае выявления фактов незаконного использования бренда тем же способом, каким осуществляет использование производитель.

На практике договоры неисключительной лицензии больше распространены.

Указание на вид лицензионного договора может содержаться в названии договора, в предмете договора, либо в разделе о правах и обязанностях сторон (см. пример лицензионного договора в конце текста).

Предмет лицензионного договора

Следующим этапом необходимо определить предмет лицензионного договора - конкретный перечень объектов интеллектуальной собственности, которые предоставляются в пользование. Производитель вправе использовать только те объекты, которые прямо указаны в лицензионном договоре. Если предоставляется право использования товарных знаков либо объектов патентных прав, то в лицензионном договоре указываются их регистрационные номера, в отношении товарных знаков также указываются классы товаров и услуг.

Подробная информация о перечне предоставляемых в пользование объектов интеллектуальной собственности отражается либо в разделе о предмете лицензионного договора, либо в приложении к договору (см. пример лицензионного договора в конце текста).

Важно отметить, что на этапе включения в договор конкретного перечня объектов интеллектуальной собственности производителю необходимо получить от правообладателя и детально изучить правоустанавливающие документы — действительно ли права на бренд принадлежат правообладателю, не истек ли срок действия этих прав, не аннулировано ли право правообладателя.

Способы использования бренда

Далее производителю необходимо определить способы использования бренда, которые могут отличаться в зависимости от разновидности объекта интеллектуальной собственности (к примеру, способы использования объектов авторского права отличаются от способов использования товарных знаков).

На стадии заключения договора лицензиату следует определить полный перечень необходимых ему способов использования бренда, поскольку способы использования, прямо не указанные в лицензионном договоре, считаются не предоставленными производителю. Использование бренда способами, не предусмотренными договором, будет являться нарушением прав правообладателя. Как правило, перечень способов использования отражается в разделе о предмете лицензионного договора.

Территория

Еще одно важное условие, которое необходимо отразить в лицензионном договоре — это территория использования бренда. Как правило, территория использования оговаривается в разделе о предмете договора (см. пример лицензионного договора в конце текста).

Действующее законодательство содержит оговорку о том, что если территория, на которой допускается использование бренда, в договоре не указана, производитель вправе осуществлять использование бренда на всей территории Российской Федерации. Если же в договоре прописаны определенные субъекты РФ, то производитель не вправе выходить за их пределы.

Срок использования бренда

Очень важным условием лицензионного договора является срок использования бренда. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на бренд. Если срок исключительного права истек до истечения срока лицензионного договора, такой договор прекращает свое действие досрочно.

Действующее законодательство предусматривает гарантии для производителя, которые заключаются в том, что в случае смены правообладателя бренда производитель продолжает использовать бренд на условиях лицензионного договора с первоначальным правообладателем.

Сторонам необходимо определиться, на какое время будет предоставлено право на использование бренда. При производстве товаров, очень важно согласовать, будет ли установлен срок для допродажи продукции, изготовленной, но не реализованной в пределах срока лицензионного договора. Если срок допродажи установлен не будет, с момент окончания срока лицензионного договора производитель не вправе осуществлять продажу складских остатков продукции, хоть они и были произведены в пределах срока договора. По истечении установленного в договоре срока производителю запрещается продавать продукцию, за такие действия наступает ответственность, аналогичная ответственности за продажу контрафакта. В нашей юридической практике такие случаи нередко встречались.

Действующее законодательство также содержит оговорку в части срока лицензионного договора, которая заключается в том, что в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Согласовав вышеизложеные условия, стороны переходят к следующему разделу — вознаграждению. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения, договор считается незаключенным.

В следующих материалах серии специалисты юридической компании «Медиа-НН» расскажут о том, как в лицензионном договоре рассчитывается и фиксируется размер и способы выплаты вознаграждений, а также объяснят, в каких случаях надо регистрировать лицензионный договор в гос органах, а в каких – нет.

По ссылке вы можете скачать образец лицензионного договора с комментариями юристов «Медиа-НН». 

Фото: pixabay.com

Интервью и аналитика