– В чем секрет популярности бренда Мосметро?
– Я не профессиональный маркетолог, чтобы оценивать бренд, но, на мой взгляд, привлекательность Московского метрополитена строится на нескольких факторах. Прежде всего это – надежность. В год мы перевозим более 2,5 млрд пассажиров — треть населения планеты, при этом из года в год Московский метрополитен занимает ведущие строчки в различных мировых рейтингах, в том числе и по указанному показателю.
Также Московский метрополитен – это туристическая достопримечательность, что формирует узнаваемость бренда как в столице, так и за ее пределами не только у наших постоянных клиентов – пассажиров, но и у огромного количества других людей, многие из которых живут в других городах и странах.
Сегодня метрополитен – это не только транспортный комплекс, обеспечивающий безопасное передвижение пассажиров, но и масштабная платформа для внедрения клиентских сервисов, среди которых есть проекты, повышающие комфортность городской среды в целом, развлекательные мероприятия, культурно-образовательные проекты и тому подобное.
Также замечу, что в нашу систему бренда входит и транспортная карта «Тройка», которая является не только универсальным проездным для городского общественного транспорта, но и способом оплаты некоторых городских сервисов. Все это, конечно, также способствует узнаваемости бренда.
– Как получить лицензию Мосметро?
– Процесс оформления лицензии устроен достаточно просто. На сайте Московского метрополитена в разделе «Интеллектуальная собственность» представлена форма заявки. Далее мы утверждаем состав лицензируемой продукции или услуг и начинаем договариваться об условиях лицензионных соглашений.
Важно, чтобы качество товара и оказываемых услуг было гарантированно высоким. Главными ценностями бренда Московского метрополитена являются уважение к каждому пассажиру и надежность, поэтому если продукт потенциальных лицензиатов не соответствует этим требованиям, то о лицензировании не может быть и речи.
– Что будет, если использовать товарные знаки метрополитена без получения лицензии?
– Будут серьезные последствия для нарушителей, так как метрополитен предпримет все действия, чтобы привлечь их к гражданско-правовой ответственности, которая носит компенсаторный характер. В некоторых случаях возможно привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности.
Защищая свой товарный знак, мы исходим не только из интересов бизнеса, так как лицензирование не является нашей основной деятельностью. Для нас важно сохранить чистоту бренда, которая создавалась годами и усилиями команды метрополитена. Как бренд, Московский метрополитен несет за собой позитивные ассоциации. Потребители воспринимают наш товарный знак у других производителей, как что-то надежное, причастное к городу, качественное.
При этом метрополитен достаточно гибок в подходах к лицензированию и, при соблюдении указанных требований, готов рассмотреть индивидуальные особенности заявок каждого возможного контрагента.
– Какие товарные знаки принадлежат Мосметро?
– В настоящее время у нас есть серия товарных знаков, объединенных общим графическим элементом бренда – логотипом «Московский транспорт». Мы являемся правообладателями известной красной буквы «М», схемы Московского метрополитена как графического произведения, логотипа карты «Тройка», как в привычном цветном исполнении, так и в черном и белом вариантах. У нас исключительные права на товарные знаки «метротур», «#музыкавметро», «#артметро», «МЦК». Кроме того, часть новых объектов находятся в стадии регистрации. На сегодняшний день нами зарегистрировано более 30 товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности, которые можно отнести к общей системе бренда Московского метрополитена.
– С какими сложностями при работе с лицензией вы столкнулись?
– Процесс получения нашей лицензии ясен и прозрачен, поэтому единственный предмет, который, как правило, требует более длительного обсуждения с контрагентами – это конкретные коммерческие условия лицензионного соглашения. При этом мы придерживаемся гибкого, индивидуального подхода к каждому клиенту и стараемся находить компромисс с потенциальными лицензиатами для достижения выгодных условий как для метрополитена, так и для наших контрагентов.
– Сколько стоит лицензия метро? Доступна ли ее покупка для компаний среднего размера?
– Как я говорил, мы стараемся учитывать интересы каждого клиента и используем индивидуальный подход к контрагентам для обеспечения реализации взаимных интересов, при этом базовая стоимость большинства лицензий без учета роялти составляет около 100 тысяч рублей в год, что является доступным для большинства контрагентов, включая предприятия малого и среднего бизнеса.
«Вестник лицензионного рынка»