Россияне стали чаще выбирать более дорогие игрушки, свидетельствуют данные анализа розничных продаж агентства NPD. В октябре 2019 года продажи игрушек от 5 тыс. рублей выросли на 23% по сравнению с октябрем 2018 года, а динамика продаж превысила рост спроса на игрушки подешевле в шесть раз. Причем это только начало тренда: в ноябре и декабре продажи растут, поскольку родители покупают подарки к Рождеству и Новому году – в этот сезон NPD всегда фиксирует скачок продаж игрушек от 5 тыс. рублей по сравнению с предыдущими месяцами.
“До этого два года подряд доля дорогих игрушек падала, благодаря активному росту продаж недорогих коллекционных продуктов и собственных торговых марок, – объясняет эксперт рынка игрушек российского отделения NPD Ирина Седова. – Теперь наметился совершенно новый тренд: у родителей меняется отношение к качеству и количеству приобретенных игрушек. Потребители все чаще отказываются от незапланированных покупок, которые совершаются без повода, чтобы просто порадовать ребенка, экономя тем самым не только деньги, но и место в детской”.
Средняя цена игрушки за первые 10 месяцев 2019 года выросла на 6-7%, а продажи игрушек от 5 тыс. рублей за тот же период выросли на 13%. В октябре 2019 года доля дорогих игрушек составила 5% от всех продаж, однако еще год-два назад не превышала 4%. В Европе также растет доля дорогих игрушек – до 5,5% в октябре 2019 года (+15% в продажах к октябрю 2018 года, хотя рынок игрушек в Европе стагнирует).
При этом доходы россиян снижаются, и более дорогая игрушка – это осознанный выбор. Предпочтение отдают более интересным и сложным игрушкам, их часто покупают в подарок к значимому событию, как Дню рождения или Новому году. Иногда в покупке дорогой игрушки участвуют не только родители, но бабушки и дедушки. “Шеринг-экономика только зарождается в России и ситуации, когда приглашенные на день рождения сбрасываются на подарок, будут встречаться чаще”, – поясняет Ирина Седова.
Конструкторы – самый желанный и популярный продукт в сегменте более 5 тыс руб. На них приходится 37% от продаж дорогих игрушек (годом ранее их доля составляла 35%). Родители считают, что конструкторы не только занимают, но и развивают, поэтому тратят на них деньги. В 2019 году росту продаж дорогих конструкторов способствуют лицензионные персонажи (Minecraft, Гарри Поттер, SpiderMan, «Холодное сердце 2» и другие). Также растет доля дорогих машинок и прочего транспорта, игрушек для дошкольников и спортивных игрушек.
Среди самых растущих и популярных продуктов преобладают лицензии: игрушки с лицензией видео-игр Fortnite, интерактивный плюш от Hasbro (лицензия “Король Лев”). Кроме того, растут игровая франшиза Minecraft и лицензия от авто-производителя Porsche. Среди популярных лицензий – Гарри Поттер, Мстители и Mack, представленные в основном конструкторами и фигурками героев. Доля лицензий в дорогом сегменте выше, чем в прочих игрушках – 22% против 19%.
Рейтинг самых популярных лицензий в сегменте от 5 тыс. рублей, данные за октябрь 2019
1 | Fortnite |
2 | Король Лев |
3 | Гарри Поттер |
4 | Мстители |
5 | Mack |
Крупнейшие производители активно выпускают новинки, развивая тем самым дорогой сегмент. В октябре 2019 г на долю новинок пришлось 40% от всех продаж игрушек (по сравнению с 37% годом ранее), а доля продаж дорогих продуктов в сегменте новинок составила 7%, тогда как в продажах всех игрушек на новинки пришлось 5%. Ритейлеры охотно предоставляют новинкам место на полке, поскольку новые игрушки в среднем на 36% дороже текущего ассортимента.
Рейтинг продаж игрушек для мальчиков, октябрь 2019 (от 5 тыс. рублей)
Игрушка | Сегмент | Производитель | Средняя цена | |
1 | Ракета для запуска в далекий космос и пульт управления | Стандартные конструкторы | LEGO | ₽5 158 |
2 | Hot Wheels Невообразимый гараж «Атака акулы» | Наборы для минитранспорта | Mattel | ₽9 255 |
3 | LEGO City Trains Пассажирский поезд | Стандартные конструкторы | LEGO | ₽6 588 |
4 | Электронный конструктор LEGO Boost Инструменты для творчества | Стандартные конструкторы | LEGO | ₽7 379 |
5 | Hot Wheels Невообразимая автомойка | Наборы для минитранспорта | Mattel | ₽5 701 |
Рейтинг продаж игрушек для девочек, октябрь 2019 (от 5 тыс. рублей)
Игрушка | Сегмент | Производитель | Цена | |
1 | Большой фургон для кукол L.O.L.Surprise! 2-в-1 | Аксессуары для тематических кукол | MGA | ₽15 502 |
2 | Baby Born, кукла 43 см | Пупсы с доп. функциями | Zapf Creation | ₽5 012 |
3 | Интерактивная мягкая игрушка Симба (Король Лев) | Интерактивные мягкие игрушки | Hasbro | ₽11 355 |
4 | L.O.L. Surprise Удивительный Сюрприз, набор из 14 кукол | Наборы тематических кукол | MGA | ₽16 589 |
5 | Baby Annabell, кукла 43см | Пупсы с доп. функциями | Zapf Creation | ₽5 749 |
Сообщает компания NPD