Сегодня китайцы покупают столько же, сколько и американцы. Розничная торговля в Китае за последние годы развилась настолько, что ритейлеры со всего мира начинают ездить в Китай, чтобы посмотреть, как им удается так быстро расти и внедрять новые технологии. Сегодня мы рассмотрим пять ведущих трендов, определяющих будущее китайского ритейла и экономики КНР в целом, расскажем о магазинах на колесах, технологии продаж в социальных сетях и многом другом.
Пока российский ритейл только совершает первые шаги в развитии онлайн-торговли, Поднебесная смело шагает по «просторам» электронной коммерции. По сообщению газеты China Daily (中国日报), онлайн-продажи в Китае за 2017 г. составили $1 трлн. Эти цифры превышают показатели за 2016 г. на 32%. В этом году Поднебесной пророчат рост онлайн-продаж на еще 20-25%.
Кроме технических гигантов Alibaba и JD, чьи онлайн-платформы пользуются безумной популярностью не только в Китае, но и во всем мире, свои «маленькие» онлайн-магазины в социальных сетях открывают и независимые ритейлеры и представители среднего и малого бизнеса. Но обо всем по порядку.
Известный всем онлайн- ритейлер Alibaba, главный конкурент Amazon, уже в течение нескольких лет бьет рекорды по росту количества покупателей и выручки. Так, за прошлый год доходы Alibaba выросли на 47% до $10,2 млрд. Число покупателей китайского гиганта электронной коммерции за 2017 г. выросло на 98 млн чел., составив 550 млн покупателей.
Стремительный рост Alibaba объясняется в том числе развитием облачных вычислений и торговлей через социальные сети. Напомним, что облачные технологии помогают компаниям добиваться высокой производительности благодаря улучшению клиентского обслуживания, оптимизации услуг, росту эффективности, а также возможностям масштабирования торговли.
Важную роль во взаимопроникновении китайского ритейла и интернет-технологий играют апплеты (API) — автономные мини-программы, которые способны создавать любые пользователи социальной сети WeChat. Согласно отчету China WeChat Economic and Social Impact Study, к началу 2018 г. 95% платформ китайской электронной коммерции были подключены к системе API. То есть практически каждый китайский магазин создает свои апплеты, через которые проходят платежи WeChat Pay.
Также апплеты содержат в себе рекламу этих магазинов, учитывают предпочтения каждого пользователя-покупателя, основываясь на его поисковых запросах, истории покупок и пр.
Подавляющее число китайцев предпочитает совершать и оплачивать свои покупки онлайн – или через площадки крупных онлайн-ритейлеров, или через апплеты социальных сетей.
Есть три фактора, почему онлайн покупки стали столь популярны:
Информатизация китайского общества поддерживается и обеспечивается правительством КНР. Так, в начале этого года информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что правительство КНР планирует построить в Пекине технологический парк стоимостью $2,1 млрд, предназначенный для развития искусственного интеллекта.
Также еще в 2015 г. на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва была принята государственная «Сделано в Китае 2025» (中国制造2025), которая также затрагивает вопросы развития интернет-технологий и искусственного интеллекта. Не удивительно, что интернет-технологии так активно проникают и в розничную торговлю.
Крупный китайский ритейл в последние годы начинает активно проникать в маленькие города и деревни. Во многом такому проникновению китайские окраины обязаны интернет-торговле.
Согласно данным «Синьхуа», за 2017 г. объем розничной торговли в китайских деревнях превысил $194,1 млрд, что на 39,1 % больше показателей 2016 г. К концу прошлого года в сельских района Поднебесной было открыто более 9,8 млн интернет-магазинов, что дало работу 28 млн китайцам.
Особенно нагляден этот рост интернет-продаж в деревнях и малых городах в Alibaba, центр тяжести онлайн-продаж которого в последние годы смещается с востока на запад Китая.
Восточный Китай (особенно приморские города) всегда был наиболее развитым технологическим и торговым центром страны. Из-за этого восточные провинции считаются самыми густонаселенными районами Поднебесной.
Западный Китай же наоборот, постоянно страдал от недостатка рабочих рук, что объясняется и климатом, и исторической отдаленностью от торговых центров, и преобладанием нацменьшинств.
Однако, за прошлый год электронная коммерция в западных провинциях Ганьсу, Гуйчжоу и Тибетском автономном районе, согласно отчетам Alibaba, выросла в разы. Онлайн-продажи компании в Ганьсу выросли на 114%, в Гуйчжоу — на 76%.
Такой рост объясняется интенсивным развитием Западного Китая, который входит в экономическую программу Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» (一代一路). Согласно этой программе, основные торговые пути «Нового Шелкового пути» должны проходить через западные районы КНР, тем самым развивая инфраструктуру и повышая благосостояние местного населения.
Интернет-торговля помогает реструктурировать производство и логистику в сельских районах Западного Китая, что выгодно и ритейлерам, и местным жителям, и правительству КНР. Основными товарами продажи Alibaba на запад являются: электроника, косметика, медикаменты и лекарства, сельскохозяйственные удобрения и пр.
В последние годы магазины у дома стали входить в число самых быстрорастущих ритейлеров в Китае, так как жизнь в большом урбанизированном городе становится все сложнее.
Магазины шаговой доступности стали важным элементом китайского мегаполиса, удовлетворяющем новые потребности китайского потребителя в комфорте.
По самым скромным прогнозам, до 2025 г. продажи в китайских продуктовых магазинах будут расти на 13% ежегодно, что в том числе вызвано размножением маркетов у дома в крупных и малых городах КНР.
Еще десять лет назад главные улицы китайских городов, подобно пекинскому Ванфуцзин (王府井), каждый вечер наполнялись представителями всех поколений. Но сегодня доступные и удобные маркеты у дома стали важнейшим трендом китайского продуктового ритейла.
Для китайских потребителей удобство стало намного важнее, чем скорая покупка продуктов на местном рынке. Китайцы стали реже стоять в очередях за продуктами, отдавая предпочтение посещению небольших магазинчиков, где цены зачастую хоть и выше рыночных, но которые не переполнены покупателями.
Помимо высоких цен и удобства расположения, характерным признаком китайских магазинов шаговой доступности является сегментация: одни маркеты продают закуски и безалкогольные напитки, другие — исключительно здоровые и натуральные продукты, третьи — алкоголь и сигареты. К тому же большинство таких магазинов работают круглосуточно, соответствуя образу жизни молодого поколения. Самыми популярными магазинами у дома в Китае считаются: японская сеть 7-eleven, Family Mart (全家), OK-Mart и др.
Новым трендом китайского ритейла, постепенно захватывающим и американскую розничную торговлю, являются беспилотные магазины –автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки.
В мае 2018 г. лидер китайской электронной коммерции Jingdong Mall открыл крупнейший в мире круглосуточный супермаркет без персонала. Площадь беспилотного магазина, расположенного в 100 км к юго-западу от Пекина, занимает 246 кв. метров, штат – 0 человек.
Каждый клиент самостоятельно выбирает необходимый товар и оплачивает его на кассе с помощью технологии распознавания лиц — такая оплата занимает считанные секунды и не требует карты или телефона. Также на кассе клиент может узнать о скидках и акционных товарах.
Стремительное старение китайского общества и спады рождаемости увеличивают необходимость в высококвалифицированных кадрах, но одновременно и требуют сокращения неквалифицированных рабочих, к коим в том числе относятся кассиры и работники магазинов.
Растет качество жизни и уровень благосостояния граждан, из-за чего все больше людей стараются избегать низкооплачиваемой работы, в том числе работы в магазине в качестве продавца. Именно по этой причине открытие беспилотных магазинов поддерживается и инициируется правительством КНР.
Чтобы выйти на фрагментированный, сложный и динамичный рынок китайского ритейла, иностранные компании и бренды активно сотрудничают с крупными китайскими ритейлерами и онлайн-платформами — Alibaba, JD.com и Tencent (владелец WeChat).
Так, в июне 2017 г. Alibaba провел в Детройте (США) свой первый саммит Gateway '17, в котором приняло участие 3000 американских предпринимателей. Саммит был разработан, чтобы помочь малым и средним предприятиям в США познакомиться с возможностями расширения на китайский рынок, а также дать такую возможность избранным по итогам саммита компаниям. Это было самое большое событие, которое Alibaba когда-либо проводил за пределами Китая.
Пожиная успехи первого саммита, в сентябре 2017 г. Alibaba провел уже второе подобное мероприятие в Торонто (Канада), где собрал уже 3600 представителей малого и среднего бизнеса.
Также Alibaba сотрудничает и с крупными транснациональными компаниями. В конце прошлого года Ford заключил соглашение с Alibaba на прямую продажу автомобильной продукции на китайском рынке. Это будет первым подобным опытом выхода иностранного автомобильного концерна на китайский онлайн-рынок.
Продуктивным сотрудничеством в области продуктового ритейла может похвастаться и главный конкурент Alibaba на китайском рынке онлайн-коммерции — JD. В 2015 г. Jingdong Mall начинает работать с американским гигантом Walmart.
Основу сотрудничества Walmart и JD.com составляет платформа JD-Home (京东到家), созданная в 2015 г. в ходе слияния Jingdong Mall с доставкой продуктов Dada Nexus. JD-Home специализируется на доставке продуктов питания из супермаркетов и магазинов. С 2016 г. платформа доставляет продукты из 200 магазинов Walmart в 30 крупных городах Китая. За первые полгода после начала сотрудничества доходы Walmart в Китае увеличились на 500%.
В начале октября 2018 г. Alibaba заявил об открытии представительства российских брендов на онлайн-платформе Tmall. С китайским ритейлером будут работать такие популярные у китайцев бренды и производители, как «Балтика», «Объединённые кондитеры», KDVGroup, «Вкусвилл» и более 20 других компаний.
Часть трендов китайского ритейла перекликаются с тем, что сейчас происходит в России — сети идут в регионы и небольшие города, развивается онлайн. Однако в Китае этот процесс происходит значительно быстрее.
Будущее китайского ритейла будет неразрывно связано с интернет-технологиями и роботизацией. Уже «перегретая» урбанизацией и возросшим благосостоянием розничная торговля крупных мегаполисов будет замедляться и перенаправляться в области «комфортного» и «оперативного».
В случае же с малыми городами и деревнями ритейл будет следовать обратной политике — ускорять индустриализацию и развивать потребительский спрос.
Сообщает сайт retail.ru