r_arrow

Глава "Союзмультфильма" о советских брендах, идеологии и либералах

18 июня 2018 г. 3:00
img

"Союзмультфильм" пытается дать новую жизнь советским мультфильмам и начать зарабатывать деньги. В интервью Русской службе Би-би-си председатель правления компании Юлиана Слащева рассказала, будет ли в новых мультиках государственная идеология, надо ли защищать отечественную анимацию от конкуренции с иностранной и каково работать на госкомпанию после бизнеса.

Юлиана Слащева долгое время работала в PR-компании "Михайлов и партнеры", где консультировала такие компании как "Аэрофлот" и банк "Россия".

В 2012 году она была консультантом президентской кампании миллиардера Михаила Прохорова, а затем стала генеральным директором частного холдинга "СТС Медиа". Полтора года назад Слащева перешла на работу в "Союзмультфильм".

Под ее руководством студия начала выпускать продолжение советского мультфильма "Трое из Простоквашино", в котором старые герои живут в современном мире.

Корреспонденты Русской службы Би-би-си Анастасия Голубева и Елизавета Сурначева спросили у Юлианы Слащевой, каково ей работать на государство, хочет ли она стать чиновником и что ждет студию в будущем.

"Министр очень любит старые мультфильмы"
Би-би-си: Вы долго работали в бизнесе, потом возглавляли телеканал СТС, а теперь перешли почти на госслужбу ("Союзмульфильм" - федеральное государственное бюджетное учреждение - Би-би-си). Ограничений больше, зарплата несравнимая. Зачем вам это? Как вы оказались в "Союзмультфильме"? Кто вас позвал?

Юлиана Слащева: Можно сказать, что зарплаты у меня здесь нет. Это скорее общественная деятельность, потому что после крупного телевизионного холдинга та финансовая компенсация, которую студия смогла себе позволить, никак не соответствовала моим ожиданиям.

Поэтому я посчитала более правильным просто не получать ее для того, чтобы получить дополнительную свободу в действиях для развития студии. Сюда меня пригласил лично министр культуры [Владимир Мединский]. Когда я работала на СТС, у нас с ним была встреча, связанная с "Союзмультфильмом".

Меня тогда интересовал контент студии, интересовало, делает ли "Союзмультфильм" что-то новое, что СТС мог бы использовать. Когда я приехала к нему поговорить на эту тему, он сказал: "Съезди в "Союзмультфильм" и посмотри, что там и как".

Я съездила и была очень сильно удручена. "Союзмультфильм" тогда сидел в другом здании, которое просто разваливалось. Оно было непригодно для студии. Никакой творческой команды я не обнаружила, только администрацию.

"Золотая коллекция" есть, но она вся распродана, и фактически у студии нет на нее прав. Новых мультфильмов не делается, делались только авторские короткометражки.

В первый же день, когда стало известно, что я ухожу из СТС, мне позвонил министр и сказал, что он просит меня взяться за выведение "Союзмультфильма" из кризиса, потому что он и до моей поездки понимал, что студия в кризисе и надо что-то делать, иначе она просто пропадет.

Так я попала вот сюда (действительно, довольно неожиданно для меня) - в управление государственной компанией.

Би-би-си: Был ли изначально госзаказ от министерства на какие-то определенные темы?

Ю.С.: Не было. Но я честно вам скажу, что наш министр очень любит старые мультфильмы и очень хотел, чтобы мы продолжали известные франшизы советских времен. Для того, чтобы "Простоквашино" получило продолжение, он сделал крайне много.

Мы бы не смогли его продолжить, если бы не контракт с Danone, заключению которого он способствовал. И он очень хочет, чтобы мы продолжали [мультфильмы про попугая] "Кешу", "Карлсона", "Чиполлино". И все эти проекты мы рассматриваем. И если у нас будет финансирование, если мы будем понимать, что мы сможем найти внебюджетные деньги, то, конечно, будем это делать.

Би-би-си: Почему вы решили взять курс на реинкарнацию "золотого фонда" отечественной мультипликации, а не новые проекты?

Ю.С.: Не совсем так. Мы делаем и то, и другое. У нас есть пятилетний план - дорожная карта того, что мы хотим сделать из студии, и он предполагает два основных направления.

Первое - новая жизнь или реинкарнация "золотой коллекции", новая жизнь этих любимых персонажей, на которых мы выросли. Мы очень хотим, чтобы наши дети этих персонажей знали и любили, потому что мультфильмы этой эпохи очень добрые, светлые и учат детей правильным вещам.

Во-первых, мы верим, что студия сможет зарабатывать на этом. Во-вторых, у этого есть гуманитарная цель - для того, чтобы современные дети продолжали расти на этих персонажах.

Второе направление - создание совершенно новых, оригинальных образов и оригинальных персонажей. Сегодня у "Союзмультфильма" в производстве находятся семь сериальных проектов, из которых только один является продолжением (это "Простоквашино"). Шесть других предполагают создание новых героев. И еще у нас в работе три полных метра.

"Он хакер. У нас много современного"
Би-би-си: Вы упомянули гуманитарную миссию мультфильмов. Наш министр культуры не скрывает своего мнения о том, что культура должна пропагандировать патриотические и традиционные ценности. Насколько сильно это будет использоваться в "Союзмультфильме"? Будете ли вы отходить от этой догмы? Или у вас будут только богатыри, Аленушки и все, что любит министр?

Ю.С.: У нас будет и то, и другое. Сейчас в том, что мы делаем, нет ни богатырей, ни Аленушек. Даже в сериале "Богатырята" - это дальние родственники чистой и нечистой силы из прошлого.

Из богатырей там только Алеша Попович и Тугарин Змей, а также прапраправнук Кощея Бессмертного, праправнучка Бабы Яги - это очень современные дети со сверхспособностями, которые попадают в специальный лагерь, где их учат управлять их суперспособностями. Но там нет русского фольклора. Мы не идем ни в какую традиционно фольклорно-русскую историю.

Но при этом для нас патриотизм выражается совсем в другом. Для нас патриотизм выражается в гордости за страну, за то, что мы делаем. Мы уверены, что в России очень качественная анимация, и мы гордимся этим. Во многих странах мира, куда я приезжаю, мне говорят: "У нас есть технологии, а у вас есть мозги".

Пропустить Youtube пост , автор: Союзмультфильм

Внимание: Контент других сайтов может содержать рекламу.
Конец Youtube сообщения , автор: Союзмультфильм
Би-би-си: А насколько вы готовы отходить от патриотического течения? Готовы ли вы снять, например, мультик про школьников, которые ходит на митинги за Навального? Про что-то такое, что явно нашим государством не будет принято?

Ю.С.: Не готовы, но абсолютно не из-за идеологических соображений. Потому что наша аудитория заканчивается девятью годами. И мы думаем, что для этих детей это будет неактуально.

Би-би-си: Ну мы примерно говорим, не обязательно мультфильм про Навального, про что-то, что не в мейнстриме патриотического воспитания.

Ю.С.: Знаете, у нас очень много хулиганского. Мы не ограничиваемся тем, что у нас все дети должны быть правильные. Если вы вспомните советские мультфильмы, то там очень много хулиганов, и лентяи были, если вы вспомните "Вовку в тридевятом царстве".

Вот и у нас есть плохие герои, условные вольнодумцы. Как раз в сериале "Богатырята" есть Коша, который Кощей. Он все время выступает против правил и устоев, взламывает библиотеку Ватикана, например: он хакер. У нас много современного.

И в "Простоквашино" будет много актуального юмора, связанного, ну, не впрямую с политикой, но так же, как и было всегда в "Простоквашино". Там всегда шутили на актуальные темы.

Мы сейчас собираемся начать работу над мультфильмом про попугая Кешу, где тоже всегда было много разного актуального юмора, мы все это сохраним. Но просто политические и идеологические истории не вписываются в нашу возрастную аудиторию, мы не делаем фильмы для подростков.

"Мы полюбили русское кино"
Би-би-си: Министр Мединский активно продвигает политику протекционизма в российском кино. Вы поддерживаете это? Представьте себе ситуацию: у вас выходит полный метр про Винни-Пуха, а на эти же выходные запланирована премьера "Паддингтона-3". Не секрет, что ваш супруг [гендиректор ТАСС Сергей Михайлов] - хороший друг министра и учился с ним. Будет ли у вас соблазн позвонить министру и попросить передвинуть иностранную премьеру, чтобы защитить Винни-Пуха?

Ю.С.: Ну, во-первых, взаимоотношения моего мужа с министром точно никак не могут помочь в передвижении фильмов. За те 15 месяцев, что я тут работаю, я наступила уже на все мины и пробила головой все стены, которые стояли в отношениях с министерством, а они у нас очень непростые.

Такой ситуации, как вы описываете, не может произойти, потому что я очень системный человек и привнесла сюда из бизнеса системный подход к планированию и управлению. И так, чтобы на один уик-энд с нашим фильмом встал "Паддингтон", невозможно в принципе.

Мы сейчас планируем выход "Гофманиады" (кукольный полнометражный мультфильм по мотивам сказок Эрнста Теодора Гофмана. - Би-би-си), и за полгода знаем, как все распланировано, какие фильмы стоят вокруг "Гофманиады".

Би-би-си: Но в целом, если что-то произойдет, вы считаете такой протекционизм правильным?

Ю.С.: Мне трудно гипотетически предположить. Но глобально я за политику протекционизма, если вы об этом спрашиваете.

У нас есть серьезная задача идти в международную аудиторию. Но для этого надо сначала самим полюбить то, что продаешь. Невозможно никому продать то, что ты не любишь. Благодаря политике Мединского, за последние пять лет мы полюбили русское кино. Во-первых, нам появилось, что полюбить. Я с радостью сама иду в кино и веду своих детей.

Полный текст интервью читайте на сайте BBC

Интервью и аналитика