На российском рынке игрушек в крупной рознице* стали расти продажи кукол, пазлов и наборов для творчества, выпущенных по отечественным лицензиям. Если в 2016- 2017 гг продажи игрушек с русскими лицензиями падали на 10-20%, то в январе – апреле 2018 выросли на 46 % по сравнению с тем же периодом 2017 г. При этом рынок лицензионных игрушек в целом в январе- апреле 2018 г вырос всего лишь на 4 % в денежном выражении.
Пока сегмент отечественных лицензий совсем небольшой. В январе-апреле 2018 г его доля составила 7 % продаж от всех лицензий игрушек, в 2017 году — 5 %. При этом продажи игрушек под лицензиями иностранных правообладателей практически не росли: + 2% в первые четыре месяца 2018 г по сравнению с тем же периодом 2017 г. Однако доля лицензий в целом на рынке игрушек в 2018 году продолжала снижаться. Если в 2017 г на лицензионные игрушки (отечественные и иностранные) приходилось 23 % рынка, то в январе-апреле 2018 г уже 21 %.
До последнего времени лишь одна российская лицензия - «Маша и медведь» - присутствовала в рейтинге самых популярных лицензий. Однако в 2018 г к ней добавился «Сказочный патруль». Интересно, что премьера мультсериала, ориентированного на девочек, состоялась в мае 2016 г, а товары впервые появились на прилавках магазинах лишь в конце прошлого года.
“На рынке игрушек есть неудовлетворенный спрос на истории с яркими персонажами, в которых детям хотелось бы играть, - объясняет руководитель NPD в России Мария Ванифатова. - Потенциал лицензий для девочек “Холодное сердце” и “Тролли” оказался исчерпан, ниша стала вакантна.” Успеху лицензии «Сказочного патруля» способствовало то, что игрушки под этой лицензией продвигает крупная компания “Гулливер”, которая обеспечила своим продуктам маркетинговую поддержку и присутствие на полках крупных сетей.
Рейтинг продаж лицензионных игрушек, 2015-2018 г
| 2015 | 2016 | 2017 | 2018 (март-апрель) |
1 | Звездные войны | Звездные войны | Звездные войны | Звездные войны |
2 | Маша и Медведь | Холодное сердце | Холодное сердце | Принцессы Дисней |
3 | Принцессы Дисней | Принцессы Дисней | Тачки | Холодное сердце |
4 | Тачки | Свинка Пеппа | Принцессы Дисней | Тачки |
5 | Winx | Маша и Медведь | Бэтмен | Черепашки Ниндзя |
6 | Черепашки Ниндзя | Поли Робокар | Свинка Пеппа | Мстители |
7 | Холодное сердце | Черепашки Ниндзя | Поли Робокар | Свинка Пеппа |
8 | Свинка Пеппа | Тачки | Маша и Медведь | Маша и Медведь |
9 | Человек-паук | Тролли | Черепашки Ниндзя | Сказочный патруль |
10 | Мстители | Angry Birds | Человек Паук | Бэтмен |
Также растут российские лицензии “Ми-Ми-ми-мишки”, “Фиксики”, персонажи Союзмультфильма (“Винни Пух», “Маугли») и сериала “Три кота”. Однако по продажам все эти игрушки вместе значительно отстают от “Сказочного патруля”, к примеру, “Фиксики” находится на 30 месте в рейтинге продаж лицензионных игрушек, а другие еще ниже.
Традиционно лицензии сильны в игрушках для мальчиков, которым нравится представлять себя героями и играть в Бэтменов и ниндзя. Однако российские лицензии пока активно не осваивают мальчиковую нишу и показывают наибольший рост в сегменте игрушек для девочек и малышей, особенно среди кукол, настольных игр, пазлов и наборов для творчества. В лицензионном сегменте кукол доля российских франшиз составила 17%, значительная часть которых принадлежит «Сказочному патрулю».
Доля лицензий по категориям, март-апрель 2018 г к аналогичному периоду 2017 г
Категория | Доля всех лицензий | Изменение доли всех лицензий | Доля российских лицензий | Изменение доли российских лицензий |
Фигурки героев | 42,1 | 3,9 | 0,4 | -0,2 |
Товары для Творчества | 9,7 | -0,3 | 22,8 | 6,0 |
Конструкторы | 18,5 | -2,3 | 1,0 | 0,0 |
Куклы | 17,0 | -4,0 | 17,5 | 11,8 |
Игры/Паззлы | 11,5 | -2,7 | 30,9 | 8,6 |
Игрушки для дошкольников | 19,3 | 0,5 | 11,3 | 0,6 |
Спортивные игрушки | 13,3 | -2,9 | 7,2 | -2,3 |
Плюш | 19,4 | 3,6 | 19,0 | 3,3 |
Игрушечный транспорт | 46,4 | 1,7 | 0,1 | 0,0 |
O компании The NPD Group
* Российский рынок игрушек The NPD Group исследует с января 2014 года. Компания анализирует продажи игрушек онлайн и оффлайн крупных розничных сетей, на которые приходится около 65 % российского рынка игрушек. Данные агрегируются в единый массив и анализируются каждый месяц. Исследование охватывает все российские города с развитой розничной сетью.
The NPD Group предлагает аналитические и консалтинговые продукты более чем в 20 странах мира. Основные исследуемые рынки: товары для детей, питание вне дома, спортивная одежда и обувь, одежда, элитная косметика, мода и др. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви, а также индустрии питания вне дома.
Сообщает пресс-служба компании NPD Group
Подробнее www.npd.com