r_arrow

Налоговые льготы, государственные субсидии и возрождение «Союзмультфильма» – как на наших глазах меняется лицензионный рынок

13 апреля 2018 г. 3:00
img

12 апреля депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект об установлении льготного тарифа страховых взносов для российских организаций, занимающихся производством анимационного кино. Процесс работы над законопроектом, по российским меркам, шел довольно быстро. Подобное внимание государства к анимационной и лицензионной индустриям не может не радовать. Безусловно, и налоговые послабления для анимационных студий, и планируемое Минпромом введение льгот для лицензиатов российских брендов, и возвращение на рынок медиагиганта – студии «Союзмультфильм» – все это индикаторы наметившихся тенденций, которые обязательно отразятся на развитии лицензионного рынка. С помощью экспертов лицензирования мы постарались разобраться в сути текущих процессов и оценить их значение для отрасли.

 

Введение налоговых льгот для анимационных студий

Наибольший оптимизм у участников лицензионного и анимационного рынков, конечно, вызывает рост государственного участия в вопросах поддержки производства анимационного контента. Так, в прошлом году президент России Владимир Путин поручил предоставить ряд льгот отечественным анимационным компаниям. Речь шла о льготной ставке страховых взносов и  освобождении от НДС «операций прав использования» анимационных фильмов. Эти меры могут дать существенный толчок развитию отечественной мультипликационной индустрии. 12 апреля спустя почти год с момента встречи президента с представителями анимационных студий, законопроект, наконец, был принят Госдумой. Льготный тариф страхового взноса будет установлен на 2018-2023 годы в размере 8% для российских организаций, осуществляющих производство и последующую реализацию аудиовизуальной анимационной продукции.

some_image_5665
Дмитрий Ловейко

Дмитрий Ловейко, генеральный директор компании «Анимаккорд»:

– Идея о том, чтобы приравнять льготы по налогообложению, которые действуют для IT-сферы, к льготам для  анимационных студий, обсуждалась в индустрии достаточно давно. Анимационное сообщество, в  том числе Ассоциация Анимационного Кино и ряд крупных мультипликационных студий, пытались продвинуть эту  идею, поскольку наша отрасль использует похожие технологии с IT – компьютерными играми, 3-D  визуализацией и прочим. Получается, что коллеги из IT имеют существенные льготные ставки по налогам,  особенно в области страховых взносов, и преимущества по найму сотрудников: они могут позволить себе платить  более высокие зарплаты, поскольку работают по сниженным налогам на фонд заработной  платы. Поэтому, выбирая между двумя схожими по технологиям отраслями – IT и анимационной сферой –  специалисты предпочитали идти в компьютерные технологии.

Другая причина заключается в том, что такие льготы ранее уже были опробованы и дали положительный  результат в IT-отрасли. Поскольку мы наиболее близки к IT-отрасли по использованию технологий, то,  скорее всего, и для нас это будет положительной практикой. Сейчас анимационные студии платят налоги  с фонда заработный платы так же, как и другие участники рынка – к примеру, магазины или сельское  хозяйство. Причем как только студии выходят из статуса малого предприятия, на них накладывается  повышенная налоговая нагрузка.

Идея с нулевым НДС заключается в том, что в начале 2000-х годов была введена нулевая ставка НДС для  прав на контент. По этому закону передача прав на использование фильмов, мультсериалов не  облагается НДС. Но при работе с лицензиатами студии передают им не права на контент в целом, а на  его отдельную часть – персонажей, музыку, локации и так далее. Такие права на часть художественного  произведения НДС облагаются. Поэтому нововведения исправят ситуацию, когда не только контент в  целом будет облагаться нулевым НДС, но и его охраняемые элементы. Мы, продюсеры крупных  анимационных студий, на встрече с Президентом РФ в 2017 году обращали внимание на эту ситуацию. В  результате Президент дал  поручение ввести льготы для мультипликационных компаний, постепенно оно  исполняется.

Насколько эти меры могут дать существенный импульс развитию отечественной мультипликационной индустрии? Они, безусловно, поддержат нас относительных иностранных игроков.  Существенный толчок, думаю, даст именно комплексная программа, где будут также приняты меры по  поддержке авторского и дебютного кино, профильного образования. К примеру, в анимационной отрасли  до сих пор нет стандартов профессионального образования для аниматоров, художников-аниматоров,  специалистов по рендерингу и так далее. Государство не может  регистрировать эти специальности, соответственно, и система образования не может принять эти  специальности для обучения. Это тоже важная вещь, которая необходима для стимулирования развития  индустрии.

Государственные субсидии для лицензиатов

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выступило с предложением компенсировать производителям часть затрат на производство игрушек, выпускаемых под российскими анимационными брендами. Иными словами, в случае утверждения инициативы Правительством, лицензиаты смогут получать субсидии от государства, покрывающие часть затрат на выпуск лицензионных товаров. По задумке инициаторов проекта, такая поддержка будет способствовать продвижению отечественной анимации на зарубежные рынки, увеличению доли товаров для детей российского производства, а также увеличение объемов экспорта товаров для детей с использованием российских анимационных образов.

some_image_5665
Александр Саблуков

Александр Саблуков, генеральный директор компании «0+ медиа»:

- Инициатива Минпромторга компенсировать лицензионные отчисления компаниям, производящим детские товары по российским анимационным брендам, на мой взгляд, позволит достичь сразу нескольких целей. В первую очередь, при выборе брендов лицензиаты будут обращать особое внимание на российских персонажей. Это повысит конкурентоспособность анимационной индустрии страны и приведет к появлению еще большего числа качественных проектов. Также инициатива будет стимулировать производство игрушек и других детских товаров на территории России, в том числе за счет переноса из Китая. Кроме того, значительная часть лицензионных отчислений выйдет из «серой зоны», снизится доля контрафактной продукции. В целом, российский продукт получит больше возможностей для ценовой конкуренции, что благоприятно скажется на конечном потребителе и даст дополнительный стимул для экспорта.

 

some_image_5665
Роман Федотов

Роман Федотов, директор Ассоциации участников индустрии лицензирования и мерчендайзинга «ОЛИМП».

- Фактически инициатором проекта предоставления субсидий российским производителям детских товаров на «исполнение договоров, заключенных с российскими правообладателями, анимационных образов» является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Отрадно, что идея субсидирования российских лицензиатов, изначально исходившая от нескольких общественных организаций, включая нашу Ассоциацию, достаточно быстро нашла поддержку в Министерстве.

Мы предложили идею субсидирования затрат на приобретение российских брендов в конце 2016 года в качестве стимула для производителей к более активному использованию образов отечественных анимационных персонажей в производстве товаров для детей. К тому времени проведенный нами анализ ситуации, сложившейся на рынке лицензионных товаров, показывал, что, несмотря на высокую популярность и лояльность целевой аудитории к российским анимационным брендам, количество лицензионных товаров с отечественными лицензиями на полках магазинов значительно уступает иностранным и не соответствует  потребительскому спросу, интересам детей и желаниям современных родителей.

Суть программы, предложенной Минпромторгом, насколько мне известно, будет заключаться в компенсации отечественными производителям части понесенных ими затрат на исполнение договоров с российскими правообладателями анимационных образов, при этом важным условием получения субсидии будет являться способность производителя экспортировать лицензионную продукцию с российскими анимационным персонажами за рубеж.

Введение данной субсидии, на мой взгляд, сделает более выгодным приобретение лицензии на российские анимационные бренды, что приведет к росту интереса со стороны производителей и появлению новых лицензионных товаров в большей степени отвечающих потребительскому спросу. А это, в свою очередь, будет способствовать росту доходов российских правообладателей и развитию лицензионного рынка за счет появления новых игроков.

Влияние этой инициативы на развитие зарубежных брендов в России будет незначительным. Во-первых, в виду того, что зарубежные анимационные лицензии, являясь, в основном, продуктом глобальных международных корпораций, слабо зависят от российского рынка, и тем более от локальных производителей лицензионных товаров. Во-вторых, сомневаюсь, что кто-либо из российских производителей станет отказываться от коммерчески выгодного сотрудничества с популярными иностранными брендами в пользу отечественных из-за появления данной субсидии.

Возрождение киностудии «Союзмультфильм» и выход в лицензирование

Крупнейшая российская киностудия «Союзмультфильм» при господдержке выходит на лицензионный рынок. Новая команда менеджмента основательно решает накопившиеся проблемы киностудии и создает серьезный задел на будущее. В начале 2018 года студия объявила о начале работы с лицензионным агентством bran4drent. В апреле планируется проведение масштабного лицензионного саммита, на котором студия совместно с партнером – агентством bran4drent – обнародует планы по развитию в лицензионной сфере своих знаменитых брендов.

some_image_5665
Ирина Мастусова

Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино

- Появление «Союзмультфильма» в новом качестве, с новым руководством и новым подходом к своей деятельности – это значимое событие для нашей отрасли. Каждый новый крупный игрок в анимационной и лицензионной индустрии меняет ландшафт бизнеса. Недавно таким важным явлением стал холдинг ВГТРК, который создал собственную анимационную студию, новые анимационные телеканалы, лицензионное агентство, запустил выставочный проект нового типа.

У «Союзмультфильма» сейчас очень разносторонние планы: в работе находится не меньше десятка новых индустриальных проектов, включая полнометражное кино и сериалы. Буквально недавно сеть взорвала первая серия продолжения популярного мультфильма «Простоквашино», набравшая за первые сутки трансляции более 15 млн. просмотров.

Конечно, «Союзмультфильм» несет на себе большой груз ответственности за классическое анимационное наследие. К проектам, выпущенным в советское время, студия относится очень деликатно и бережно. Некоторые из них студия планирует развивать с учетом современных тенденций и требований времени, это даст им новую яркую жизнь и новые лицензионные возможности. А появление линейки новых брендов выводит «Союзмультфильм» на уровень полноценного продюсерского центра с возможностью предоставить лицензиатам возможность выбирать проекты, ориентированные на разнообразную целевую аудиторию, но, конечно, с упором на главного потребителя – детей и их родителей.

 

Вестник лицензионного рынка

Интервью и аналитика