r_arrow

Игорь Шульжик, "Фунтик Энтертейнмент": "Я верю, что российская анимация возродится"

16 ноября 2017 г. 3:00
img

В начале ноября в Министерстве промышленности и торговли сделали прогноз, согласно которому доля отечественных товаров для детей под популярными анимационными брендами может вырасти на 5% – благодаря программе государственного субсидирования. Корреспондент «Вестника» пообщалась с управляющим группой компаний «Фунтик Энтертейнмент» Игорем Шульжиком, пионером российского лицензирования, и узнала, каким образом лицензионные агентства могут помочь развитию отечественной анимации.

КОРР: Игорь, добрый день! Вы работаете на лицензионном рынке не первый десяток лет и представляете востребованные сегодня и любимые советские бренды: «Поросенок Фунтик», «Кот Леопольд» и «Приключения Карандаша и Самоделкина». Как сегодня развиваются эти проекты? Сколько сериалов в год вы выпускаете?

ИШ: За два-три года мы производим три сериальные линейки. В настоящий момент сделаны несколько сезонов мультфильма «Новые приключения Кота Леопольда», готовятся премьеры по Фунтику и премьерный показ сериала «Новые приключения Карандаша и Самоделкина». В ближайших планах — производство сериала «Вовка в Тридевятом царстве». Для такой небольшой компании, как наша,  это вполне приличный объем.

КОРР: Для создания своих проектов ваша студия привлекает инвесторов?

ИШ: Мы стараемся обойтись своими средствами, но если возникает необходимость, привлекаем профильных западных инвесторов.

КОРР: Где вы производите свой контент?

ИШ: В отличие от компаний, идущих по американскому  пути и создающих «кластеры», производящие сериалы в Индии и Китае, мы делаем наш контент  с маленькими студиями по всему миру, иногда это очень экзотические места типа Вьетнама и Северной Кореи. В России считается чуть ли не панацеей воссоздание школы аниматоров. Отчасти это верно: дать людям образование и требовать его отработать.


some_image_5296Хорошо, когда в России растят аниматоров, но лучше, когда они на руководящей работе и дают основное художественное направление и видение — это главное для сериала. Кто будет заниматься непосредственным производством сегодня не так важно — мир сейчас глобальный.


Говорят, что последнее, что Джорджио Армани сделал своими руками на территории Италии — это пицца для мамы. Все остальное делается за пределами страны по всему миру. Как я уже говорил, молодых специалистов невозможно удержать в стране только потому, что они получали в ней образование.

Кадр из мультсериала

КОРР: Как вы оцениваете современное состояние отечественной анимации в целом?

ИШ: Ситуация неоднозначная. Есть очевидные прорывы, как «Маша и Медведь», но есть и провалы, не хотелось бы упоминать конкретные имена. Надеюсь, что у коллег дела после тщательного анализа пойдут на поправку и они выстоят. В целом, судя по тому, какое количество сериалов производится сейчас, индустрия обрела стабильный фундамент. Видны усилия Президента и Правительства. Все это вселяет надежду.

КОРР: Какие из уже заявленных и разрабатываемых мер государственной поддержки анимации вы считаете наиболее действенными и перспективными?

ИШ: Наиболее действенны, на мой взгляд, налоговые послабления. Очень хорошая идея Минпромторга — компенсировать отечественным лицензиатам часть затрат на использование образов российской анимации. Надеюсь, задумка воплотится, и эти деньги не окажутся в руках трех-четырех  крупных компаний, продающих игрушки — у них и так все хорошо.

КОРР: У вас, как у специалиста, много лет работающего в анимации, есть какие-то предложения по ее развитию?

ИШ: Я считаю, что, прежде всего, должна быть введена квота — хотя бы 15-20% — на присутствие товаров с российскими мультперсонажами в детских магазинах. Это эффективная и простая мера, так как, чтобы ее реализовать, государству не нужно вкладывать средства. Также необходимо квотирование и контроль показов отечественных мультфильмов по всем федеральным каналам и в кинотеатрах. В целом, для создания полноценной анимационной индустрии необходим развитый лицензионный рынок.

КОРР: Какие ресурсы для развития лицензионной индустрии вы видите внутри самого рынка?

ИШ: В первую очередь, хочу подчеркнуть, что лицензионным агентствам необходимо уделять больше внимания отечественным лицензионным брендам. Развитие российской анимации, создание новых серий мультфильмов может быть полезно представляющим эти бренды агентствам, поэтому их инвестиции будут более чем  оправданы. Сейчас крупные западные и отечественные  агентства в нашей стране работают с российскими брендами по остаточному принципу: прежде всего они стараются выполнить обязательства по крупным иностранным лицензиям, на российские лицензии у них не остается ни сил, ни желания. Что касается агентств, то им выгоднее уделять внимание, в первую очередь, наиболее сильным брендам из своего портфолио. В сравнении с такими компаниями, лицензионные агентства в составе студий работают со своими лицензиями более эффективно.

some_image_5296

КОРР: Вы считаете, что лицензионные агентства должны участвовать в финансировании анимации?

ИШ: Объясню свою позицию. В современной политической и экономической ситуации, может случиться так, что западные бренды, которые сейчас доминируют на отечественном рынке, могут оказаться в России невостребованными. С точки зрения национальной идеи, неприемлемо, когда несколько поколений воспитываются на иностранной продукции, и сейчас с трудом удается возвращать детям культурные коды, которые нам передали дедушки и бабушки. Получается, что эти  поколения  пойдут   бороться за светлое будущее не под нравственными знаменами «Чебурашки», «Поросенка Фунтика», « Кота Леопольда» и «Карандаша и Самоделкина», а бакуганов, бейблейдов и Винкс...


some_image_5296

 В производстве российской анимации, на мой взгляд, в первую очередь, должны участвовать иностранные лицензионные агентства, работающие в России. Они имеют 90 процентов прибыли от всего лицензионного рынка, у них есть опыт, четко выстроенный менеджмент. И они прекрасно понимают, что  в дальнейшем это может быть им  очень  выгодно.


Российские агенты не должны отставать, они могут привлекать средства российских инвесторов. В конце концов, они на своей территории, и кому, как не им развивать индустрию. Но здесь нужно честно всем объяснять, что вложения в анимационный продукт — это не мгновенная окупаемость, а потребуется несколько лет для возврата инвестиций. Однако за это компания получит долю владения брендом и выгодное капиталовложение. К сожалению, в этом смысле у нас еще плохо работают банковские услуги кредитования.

КОРР: В целом, верите ли вы в то, что разработанные меры поддержки смогут стимулировать отрасль, и вскоре мы увидим много качественных мультфильмов?

ИШ: Да, я полностью  разделяю эту позицию. Внимание государства к вопросу и появление новых каналов продвижения контента позволяет надеяться на это. В современных условиях советская и российская анимация просто обязана возродиться!

some_image_5296

 

Беседовала Елена Олесик

Интервью и аналитика
1 марта 2024 г. 12:39