r_arrow

Девять — ноль в пользу «Зенита»

8 июля 2015 г. 3:00
img

В этом году «Зенит» отмечает свою девяностолетие. За эти годы главная футбольная команда Петербурга проделала путь от заводского кружка любителей спорта до одного из ведущих клубов Европы, а численность армии болельщиков сине-бело-голубых превысила внушительную отметку в 12 миллионов человек. «Вестник» поздравляет «Зенит» с юбилеем, вспоминает важнейшие моменты его истории и старается понять, какое место команда занимала в жизни родного города в разное время.

Заводская команда

Весной 1925 года на Ленинградском металлическом заводе, выпускавшем паровые и гидравлические турбины, образовались первые футбольные команды. Играли они на облагороженном собственными силами пустыре с такими же любителями с соседних предприятий. Четыре года спустя заводская команда была впервые заявлена в чемпионат города, и с ходу заняла в нем третье место. В 1930-х ленинградские металлисты главной городской командой еще не стали – в первом клубном чемпионате СССР, который стартовал в 1936-м, футболисты ЛМЗ выступали в группе Б. В группе А, соответствовавшей высшей лиге, Ленинград представляли «Динамо» и «Красная заря».

some_img

Тем не менее, пятитысячные трибуны заводского стадиона были переполнены даже на матчах юношеских команд, а среди футболистов ЛМЗ появились первые звезды. В 1940 году ЛМЗ был переведен в состав Наркомата вооружений, имевшего собственное добровольное спортивное общество — команда Ленинградского металлического завода получила имя «Зенит».

17 июня 1941 года «Зенит» впервые одержал победу над одним из лидеров советского футбола московским «Спартаком», но продолжить сезон уже не пришлось. 22 июня началась война, и официальные турниры приостановлены. Греманские войска быстро продвигались к Ленинграду, ЛМЗ полной эвакуации не подлежал. Чтобы сохранить лучших спортсменов, футбольную команду передали заводу ГОМЗ — будущему ЛОМО — и отправили под Казань. Весной 1942 года из оставшиеся в осажденном городе зенитовцев была сформирована команда Энского завода, которая вместе с лениградским «Димнамо» участвовала в знаменитых блокадных матчах.

some_img

В 1944-м году в Москве «Зенит» завоевал Кубок СССР — первый трофей в истории команды. Достижение, казавшееся невероятным, объединило вокруг «Зенита» еще не оправившихся после блокады ленинградцев. 27 августа у радиоприемников, возможно, впервые в истории команды за ходом финального матча против непобедимых московских армейцев следил весь Ленинград. Результатов ждали и на фронтах – для ленинградцев, в августе 44-го паливших в воздух где-нибудь в Румынии, известие о победе «Зенита» было не только приветом из дома, но и доказательством того, что их родной город не сломлен. Пожалуй, именно с этого момента «Зенит» занял особое место в истории и жизни Ленинграда.

Городская команда

После Кубка СССР 1944-го «Зенит» 36 лет не выигрывал официальных турниров. Команду лихорадило, мало кто из тренеров задерживался в Ленинграде надолго. За «Зенитом» не стояло влиятельных партийных покровителей, армейских или милицейских генералов. Городское руководство, усвоившее уроки сталинских чисток, стремилось к незаметности, и громкие футбольные победы не входили в его планы. Даже тренироваться вплоть до середины 1960-х зенитовцам приходилось, где придется – каждое утро администратора команды начиналось с мучительных поисков площадки на сегодня. Зато в 1950-м году в Ленинграде завершилось строительство стадиона имени Кирова – первого в стране стотысячника, одной из лучших спортивных арен Советского союза.

some_img
Два года назад «Зенит» представил новую
эмблему — классическая клубная стрелка
была модернизирована и избавлена от
декоративных элементов, появившихся
в 1990-2000-е годы. В одном из вариантов
надпись «Зенит» сопровождается годом
основания команды — 1925.

Команда звезд с неба не хватала, но стадион Кирова заполняли болельщики. На футбол ходили семьями и целыми цехами, среди болельщиков преобладали рабочие – Ленинград оставался прежде всего городом-портом, городом верфей и огромных оборонных заводов. Однако во второй половине ХХ века «Зенит» уже не был заводской командой, он стал общегородским достоянием — то , что футболисты, которым не могли предложить ни шахтерских зарплат, ни офицерских званий, отчаянно бьются в том числе и против столичных команд, внушало уважение. На тесных скамейках Кировского стадиона токари и стивидоры сидели рядом с инженерами закрытых НИИ и актерами ленинградских театров, поэтами и адмиралами, профессорами Военно-медицинской академии и докторами наук из Пушкинского дома. Выработалось особое отношение к спортивным результатам команды – ленинградские болельщики могли простить поражение футболистам, проявившим характер, в городе ценили преданность «Зениту», но сочувствовали тем, кого вынуждали из команды уйти. Даже саркастические шутки о слабом выступлении ленинградцев на поле, прочно вошедшие в городской фольклор, выдавали скорее беспокойство за будущее «Зенита».

Бронза, завоеванная командой Юрия Морозова, была праздником для всего города. Морозов сделал ставку на воспитанников местных футбольных школ, просвещенным ленинградцам импонировало и то, что успех – результат научного подхода, который пропагандировал Юрий Андреевич – выпускник атомного факультета Техноложки и близкий друг Валерия Лобановского. А благодаря немного авантюрному стилю игры симпатией к ленинградцам прониклись любители футбола во многих городах Союза. В то же время на 33-м секторе стадиона имени Кирова сформировалась основа фанатского движения «Зенита», вскоре ставшего одной из важнейших городских субкультур. В 1983-м команду возглавил Павел Садырин – капитан «Зенита», один из самых популярных ленинградских футболистов 1960-70-х. В первый год его работы команда остановилась в шаге от бронзы, но потенциал повзрослевшего «Зенита» теперь ощущали все – едва ли не впервые за всю историю «Зенита», от команды ждали не только красивого футбола, но и результата.

some_img

Сезон-1984 стал для «Зенита» золотым, игроки чемпионского состава до сих пор остаются одними из главных городских героев, а о том, что «Лучший тренер в мире – Павел Федорович Садырин», в Петербурге помнит каждый школьник. Затем были затяжной кризис и финансовые проблемы, но Садырин вернулся в команду в 1995 году и подтвердил звание лучшего, выведя «Зенит» обратно в высшую лигу.

Европейская команда

В 1999-м команда под руководством Анатолия Давыдова завоевала Кубок России – первый трофей в новейшей истории страны. Вскоре после этого в «Зенит» вернулся Юрий Морозов, который повторно привел команду к бронзовым медалям в 2001 году, и ввел в состав очередную группу воспитанников ленинградского футбола.

some_img

Обновление продолжилось при чехе Властимиле Петржеле, молодежь дополнил десант игроков из Восточной Европы. «Зенит» играл весело, завоевал серебряные медали чемпионата, и не поддерживать «Зенит» в Петербурге стало считаться чем-то не вполне приличным.

Новый этап в жизни клуба начался в декабре 2005 года, когда контрольный пакет его акций был выкуплен «Газпромом», спонсировавшем «Зенит» еще с 1990-х. В следующем сезоне Петржелу сменил голландец Дик Адвокаат, и то, что задачи теперь перед ним поставлены серьезные, стало понятно в ближайшее трансферное окно – в Петербурге таких сумм на новых футболистов не тратили никогда. Теперь от команды вновь ждали результатов, теперь уже не только в национальном первенстве, но и в Европе. Осенью 2007-го «Зенит» выдал мощную победную серию и в последнем матче сезона завоевал золотые медали чемпионата России. Этого в Петербурге ждали 23 года, болельщики были счастливы, а легенды о золотом матче в Раменском в городе рассказывают до сих пор.

some_img

Но все же главным достижением команды Адвокаата стали европейские трофеи – разгром «Баварии» в полуфинале, победа над «Глазго рейнджерз» в финале Кубка УЕФА, а затем и над «Манчестер Юнайтед» в матче за суперкубок принесли «Зениту» мировую известность. Клуб стал одним из важнейших городских институтов, он участвует в десятках социальных проектов, в Академии «Зенита» и ее филиалах занимаются сотни местных мальчишек. При этом, завоевав европейские трофеи и продолжая бороться за них каждый год, «Зенит» приобрел огромное значение для болельщиков по всей стране. И если раньше за команду болел огромный город, то к началу 2010-х число поклонников «Зенита» перевалило за 12 миллионов – их оказалось в 2,5 раза больше, чем жителей Петербурга.

В ХХI веке каждый из тренеров «Зенита» вносил в игру команды что-то новое и бил клубные рекорды. Уезжая из Петербурга плакал невозмутимый Дик Адвокаат, итальянец Лучано Спаллетти, завоевавший подряд два чемпионских титула, бегал под снегом, раздевшись по пояс. Молодой Андре Виллаш-Боаш уже успел стать самым успешным наставником «Зенита» по проценту выигранных матчей, впервые в истории клуба в ходе сезона дважды одолев ЦСКА – главного конкурента в борьбе за золотые медали.

some_img

Сине-бело-голубые остаются самым популярным клубом России, а в Петербурге отцы начинают учить сыновей слову «Зенит» сразу после слова «мама». За 90 лет местная футбольная команда превратилась в такой же символ Петербурга, как Эрмитаж или Мариинский театр, а зенитовскую стрелку в любой точке России или Европы узнают едва ли не быстрее, чем кораблик с адмиралтейского шпиля или ангела со шпиля Петропавловской крепости.

Александр Андреев

Российские новости
Интервью и аналитика