r_arrow

Компенсация в двукратном размере за нарушение прав на маркетплейсах

15 октября 2025 г. 15:57
img

erid: 2W5zFHqD6G8

В условиях широкой цифровизации общества растет и потребность в электронной купле-продаже товаров как более удобного и оперативного способа приобретения того или иного товара. Поэтому сегодня значительное число нарушений исключительных прав происходит на площадках электронной торговли – маркетплейсах.

Что такое маркетплейс?

Маркетплейсом, как правило, называется электронный рынок в интернете, который выступает посредником между продавцами и покупателями. Он предоставляет возможность селлерам размещать на своей площадке множество товаров для их дальнейшей продажи, а потребителям – приобретать эти товары по установленной продавцом цене. Наиболее известные в России маркетплейсы: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет».

В вопросах, связанных с нарушением исключительных прав на маркетплейсах, ключевое значение имеет восстановление нарушенного права. Поэтому самым распространенным требованием правообладателей исключительных прав является выплата компенсации за  нарушение. В этой статье разберем такой способ расчета компенсации за нарушение исключительного права, как взимание двукратной стоимости товара, неправомерно содержащего объекты интеллектуальной собственности. В сфере торговли на маркетплейсах применение такой компенсации набирает все большую популярность.

Чем привлекателен для правообладателя такой способ защиты?

Размер компенсации двукратной стоимости контрафактного товара зависит от масштаба нарушения: чем больше продукции, тем выше компенсация. Она рассчитывается от стоимости всего товара, а не от прибыли, полученной за единицу продукции, и позволяет взыскать с нарушителя двойной доход, который он получил или намеревался получить от реализации контрафакта. Это может уничтожить экономическую выгоду от нарушения. Следовательно, выходя на рынок в будущем, продавцы будут внимательнее относиться к вопросу использования интеллектуальной собственности.

Всегда ли можно использовать такой способ защиты?

Правообладателю для взыскания такой компенсации, как было разъяснено Верховным Судом РФ, важно доказать существование товара в действительности и его стоимость, при этом учитываются как фактически реализованные товары, так и те, которые были в наличии у продавца и предлагались им к продаже.

Зачастую правообладатель не обладает и не может обладать точными знаниями об объеме продаж контрафактной продукции, Ответчик, в свою очередь, не заинтересован в раскрытии всего объема, а маркетплейс не раскрывает такую информацию, поскольку не собирает ее.

Как правообладатели получают информацию об объемах контрафактной продукции на маркетплейсах?

Единственный способ получения сведений о количестве фактически реализованной продукции для правообладателя – изучение сторонних аналитических сервисов. Например, MPSTATS, Mayak, Moneyplace, Wildbox. В отличие от маркетплейсов они собирают такие сведения в парсинговом режиме, осуществляя мониторинг карточек товара на маркетплейсе.

Однако не всегда информация, почерпнутая на аналитических сервисах, соответствует действительности: данные указываются самими продавцами, и зачастую селлеры намеренно искажают сведения о реализованной продукции в большую сторону, желая продвинуть свой товар. На этом основании суды порой отказываются признавать такую информацию в качестве достоверного доказательства.  В то же время у правообладателя нет других возможностей для получения сведений об объемах реализуемого контрафакта.

Какие варианты решения проблемы применяются на практике?

В судебной практике применяется такой подход: если правонарушитель не предоставляет надлежащие и достоверные доказательства, которые опровергают информацию от аналитического сервиса, информация признается достоверной (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 20.05.2025 по делу №А40-220100/2024). Если же нарушитель занимает активную позицию в деле и оспаривает расчеты истца, суды по ходатайству стороны дела могут в судебном заседании осуществить осмотр личного кабинета нарушителя на маркетплейсе.

Также к числу достоверных доказательств, на основании которых можно проверить расчет исковых требований, относится видеозапись процесса формирования отчетов о продажах из личного кабинета нарушителя на сайте торговой площадки, нотариальный протокол осмотра личного кабинета и процесса формирования отчетов о продажах, акты с торговой площадкой о реализации товаров, подписанные площадкой (Решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2025 по делу №А53-27386/2023).

Анастасия Терешенкова ,

юрист отдела правового сопровождения деятельности брендов в сети Интернет,

юридическая компания «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

 

Фото: freepik.com, автор freepik

Юридическая практика
10 сентября 2025 г. 15:49

В период стремительного развития цифровых технологий традиционные правовые институты сталкиваются с новыми вызовами. Одной из наиболее актуальных проблем в сфере интеллектуальной собственности стало противоречие между классическими территориальными ограничениями в лицензионных договорах и трансграничной природой электронной коммерции.
Как правообладателям защитить свои исключительные права, когда интернет-платформы стирают географические границы? Каким образом лицензиатам избежать непреднамеренных нарушений при работе в онлайн-среде? Эти вопросы требуют не только глубокого понимания законодательства, но и новых подходов к составлению лицензионных соглашений.
В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает ключевые аспекты территориальных ограничений в лицензионных договорах и предлагает решения для гармоничного взаимодействия всех участников лицензионных отношений.
 

6 августа 2025 г. 15:49

С развитием цифровой экономики маркетплейсы становятся ключевыми площадками для торговли, предлагая покупателям удобство, а продавцам — широкую аудиторию. Однако рост популярности онлайн-торговли сопровождается и увеличением случаев недобросовестной конкуренции.

В условиях, когда доля онлайн-продаж продолжает расти, защита прав участников рынка требует не только внимательного мониторинга, но и грамотного применения правовых механизмов. Какие инструменты позволяют бороться с недобросовестными практиками? Как действовать, если ваш бренд столкнулся с фальшивыми отзывами или контрафактной продукцией? В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает эффективные способы защиты, включая административные, судебные и претензионные методы, а также дает рекомендации по противодействию нарушениям на маркетплейсах.