r_arrow

Расторжение лицензионного договора: основания и последствия

3 сентября 2025 г. 14:39
img

erid: 2W5zFJhRZtL

Заключение лицензионного договора – распространенная практика, позволяющая компаниям на законных основаниях использовать интеллектуальную собственность других лиц: товарные знаки, дизайны, технологии и иные объекты. Как быть, если сотрудничество перестало быть выгодным или бизнес-модель изменилась?  В этой статье мы разберем, как правильно действовать в таких ситуациях, расторгнуть соглашение с минимальными рисками и защитить бизнес от негативных последствий.

Как можно досрочно расторгнуть лицензионный договор?

1.По соглашению сторон. Если одна из них инициирует досрочное расторжение лицензионного договора и другая сторона принимает позицию, то оформляется соглашение о прекращении договора. Оно подписывается участниками сделки. Стороны договариваются о дате прекращения договора и урегулировании всех взаимных обязательств.

2. В одностороннем порядке. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут, если это прямо предусмотрено его условиями (например, при нарушении обязанностей другой стороной или при отказе от дальнейшего использования лицензии).

3. По решению суда. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут в судебном порядке:

  • при существенном нарушении условий договора другой стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством или условиями договора.

Существенным признается нарушение договора, в результате которого потерпевшая сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Последствия расторжения для сторон

1. Прекращение прав лицензиата

С момента расторжения (если иное не предусмотрено соглашением) лицензиат теряет право на использование объектов интеллектуальной собственности. Дальнейшее использование расценивается как нарушение исключительного права и может повлечь гражданскую, административную и даже уголовную ответственность.

2. Финансовые расчеты

Если лицензионное вознаграждение выплачивалось авансом – стороны определяют порядок возврата или удержания средств, если это предусмотрено условиями договора.

Если расчеты производились в виде роялти – стороны должны урегулировать оплату за фактический период использования.

3. Нереализованная продукция

Это один из самых проблемных вопросов после прекращения использования лицензии.

Ст. 1237 ГК РФ устанавливает, что после расторжения договора использование объектов интеллектуальной собственности прекращается. Это означает, что запрещается реализовывать даже тот товар, который был изготовлен в период действия лицензии (если иное не согласовано сторонами). Если этот вопрос не был урегулирован изначально, мы рекомендуем зафиксировать переходный период для реализации остатков товара в дополнительном соглашении или соглашении о расторжении.

Заблаговременное урегулирование данного условия позволит избежать финансовых потерь.

Как выйти из сделки с минимальными потерями?

1. Качественное составление лицензионного договора

На стадии заключения лицензионного договора целесообразно закрепить порядок и основания досрочного расторжения (необходимо предусмотреть возможность одностороннего отказа).

2. Оформление соглашения в письменной форме

Расторжение лицензионного договора должно быть оформлено в письменной форме. Пренебрежение этим правилом ведет к правовой неопределенности: устные договоренности могут быть признаны недействительными, что неизбежно повлечет за собой взаимные претензии и споры.

Расторжение договора – это не обязательно конфликт или судебное разбирательство. Если уже на этапе заключения соглашения прописать чёткий и понятный механизм выхода из него, процесс расторжения пройдет предсказуемо, быстро и с минимальными потерями. Грамотное правовое сопровождение позволяет не только минимизировать риски, но и превратить сложную процедуру в инструмент для защиты бизнеса. Это поможет избежать значительных финансовых затрат, сохранить деловую репутацию и обеспечить непрерывность бизнес-процессов.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Юридическая практика
6 августа 2025 г. 15:49

С развитием цифровой экономики маркетплейсы становятся ключевыми площадками для торговли, предлагая покупателям удобство, а продавцам — широкую аудиторию. Однако рост популярности онлайн-торговли сопровождается и увеличением случаев недобросовестной конкуренции.

В условиях, когда доля онлайн-продаж продолжает расти, защита прав участников рынка требует не только внимательного мониторинга, но и грамотного применения правовых механизмов. Какие инструменты позволяют бороться с недобросовестными практиками? Как действовать, если ваш бренд столкнулся с фальшивыми отзывами или контрафактной продукцией? В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает эффективные способы защиты, включая административные, судебные и претензионные методы, а также дает рекомендации по противодействию нарушениям на маркетплейсах.