r_arrow

Общеизвестный товарный знак: что нужно знать

16 июля 2025 г. 13:49
img

erid: 2W5zFGUg4VN

Общеизвестный товарный знак – это обозначение, которое приобрело такую степень известности среди потребителей, что ассоциируется с конкретным товаром или услугой, даже если оно не зарегистрировано в качестве товарного знака.

То есть, даже если бренд не регистрировал обозначение, но его узнают и он ассоциируется у потребителей с конкретными товарами, его владелец может подать заявление на признание его общеизвестным товарным знаком.

Преимущества общеизвестного товарного знака:

1. Защита без ограничений по всем классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ)

Обычный товарный знак охраняется только в рамках указанных в свидетельстве классов МКТУ.  А общеизвестный – во всех классах, то есть любое использование тождественного или сходного до степени смешения обозначения третьими лицами в любых сферах может быть признано нарушением.

2. Бессрочная правовая охрана

Право на общеизвестный знак не ограничено сроком действия в отличие от обычного товарного знака, который требует продления каждые 10 лет. Это означает, что бренд получает пожизненную защиту, пока сохраняется его узнаваемость.

3. Более значимый репутационный потенциал

Признание знака общеизвестным подчеркивает высокий статус бренда, его устойчивую позицию на рынке и доверие со стороны потребителей. Это может стать дополнительным аргументом при ведении переговоров с инвесторами и партнерами.

Порядок регистрации общеизвестного товарного знака

Процедура включает подтверждение известности и распространенности обозначения, а также оплату государственной пошлины – 45 000 рублей.

Чтобы получить статус общеизвестного, необходимо подать заявление в Роспатент с подтверждающими материалами:

  • сведения об интенсивном использовании на территории РФ;
  • данные об объеме продаж;
  • статистику упоминаемости в СМИ и интернете;
  • результаты опроса потребителей продукта по вопросу общеизвестности обозначения;
  • иные подтверждающие документы, описанные в пп.3 п.17 Административного регламента, регулирующего данную процедуру.

Для подачи заявки на регистрацию общеизвестного товарного знака нужно правильно указать приоритет заявки. Датой приоритета является дата, когда товарный знак, по вашему мнению, стал узнаваем на территории РФ.

Максимальный срок предоставления государственной услуги – 10 месяцев. По результатам экспертизы Роспатент может вынести решение о признании знака общеизвестным, и он будет включен в специальный перечень общеизвестных товарных знаков РФ.

Примеры общеизвестных товарных знаков, зарегистрированных на территории РФ:

№ 000001
Источник изображения: https://www.fips.ru
№ 000002
Источник изображения: https://www.fips.ru
№ 000020
Источник изображения: https://www.fips.ru

Общеизвестный товарный знак – это не просто правовой статус, а мощный инструмент защиты и развития бренда. Его признание позволяет компании чувствовать себя увереннее в конкурентной среде, бороться с нелегальным использованием бренда и выстраивать долгосрочную стратегию без риска потери прав на обозначение.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com

Юридическая практика
10 сентября 2025 г. 15:49

В период стремительного развития цифровых технологий традиционные правовые институты сталкиваются с новыми вызовами. Одной из наиболее актуальных проблем в сфере интеллектуальной собственности стало противоречие между классическими территориальными ограничениями в лицензионных договорах и трансграничной природой электронной коммерции.
Как правообладателям защитить свои исключительные права, когда интернет-платформы стирают географические границы? Каким образом лицензиатам избежать непреднамеренных нарушений при работе в онлайн-среде? Эти вопросы требуют не только глубокого понимания законодательства, но и новых подходов к составлению лицензионных соглашений.
В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает ключевые аспекты территориальных ограничений в лицензионных договорах и предлагает решения для гармоничного взаимодействия всех участников лицензионных отношений.