r_arrow

Нейросети в бизнесе и новые риски

25 апреля 2025 г. 12:59
img

erid: 2W5zFHgYXsn

С развитием искусственного интеллекта перед правовой системой встают принципиально новые вопросы. Может ли контент, созданный нейросетью, считаться объектом авторского права? Кто несет ответственность за незаконное использование ИИ? Как брендам защищаться от deepfake-подделок? В преддверии Дня защиты интеллектуальной собственности мы обсудили с Яной Долининой, директором по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», правовые аспекты использования нейросетей, борьбу с контрафактом в цифровом пространстве и стратегии защиты брендов.

– Яна, как вы оцениваете влияние нейросетей на авторское право? Какие прецеденты уже есть?

 – В настоящее время нейросети пользуются популярностью, они позволяют решить большое количество задач: от элементарного поиска ответа на вопрос до генерации готового изображения.  Создание контента с помощью нейросетей и его последующее использование соприкасается с авторским правом в двух важных вопросах:

  • можно ли признать такой контент объектом интеллектуальной собственности?
  • кто является автором и владельцем исключительных прав на данный контент?

Исходя из положений ст. 1257 и 1259 ГК РФ, в вопросе признания авторских прав на созданный с помощью ИИ результат следует оценивать объем творческого труда человека, который с помощью ИИ, как технического инструмента, получил соответствующий результат. Необходимость признания исключительных прав на полученный результат за пользователем ИИ уже находит свое подтверждение со стороны владельцев нейросетей (например, п. 5.7. Пользовательского соглашения об использовании сервиса Kandinsky). Попытка признания авторских прав за ИИ предпринималась в 2022 году в США: изобретатель Стивен Талер подал заявку на признание авторских прав на картину «Недавний вход в рай» за создавшей ее нейросетью Creativity Machine, однако заявителю было отказано. В российской практике пока нет подобных судебных прецедентов. А вот нарушений интеллектуальных прав путем переработки изображений с помощью ИИ стало больше.

– Если нейросеть случайно создает логотип, похожий на чей-то зарегистрированный товарный знак, кто несет ответственность – владелец платформы или пользователь?

– Поскольку нейросеть – это технический инструмент, который выдает результат на основании сформированного запроса, то ответственность должна наступать для того лица, которое сформировало запрос и в последующем использует полученный результат. Такую позицию занимают и владельцы платформ. Так, в п. 4.5. Пользовательского соглашения о работе с сервисом Kandinsky указано, что платформа не контролирует создаваемый контент и пользователь принимает на себя полную ответственность за его применение.

Используя нейросеть, например, для создания логотипа, необходимо проверять, содержатся ли в полученном результате объекты интеллектуальной собственности, которые принадлежат иным лицам. Если есть сходство, в том числе в отдельных элементах созданного логотипа, следует тщательно оценить возможные риски от применения такого результата.

– Что такое digital-мониторинг контрафакта и какова его цель?

– Digital-мониторинг контрафакта – система, направленная на выявление, отслеживание и предотвращение продаж поддельной продукции в интернете. Это первоначальная стадия работы по юридической защите ОИС, от которой зависят последующие этапы и результат всей деятельности. Цель digital-мониторинга – качественное выявление фактов незаконного использования ОИС в онлайн-среде, исследование всех ресурсов интернета: социальных сетей, сайтов, маркетплейсов, видеохостингов и др. 

– Расскажите об основных этапах digital-мониторинга.

– Digital-мониторинг начинается со сбора данных – парсинга всех ресурсов и формирования базы данных. Затем проводится их анализ и фильтрация – например, вычленение фактов, не являющихся нарушениями. Далее происходит пресечение подтвержденных фактов нарушений – блокировка страниц и сайтов с незаконными использованием ОИС, карточек с контрафактными товарами на маркетплейсах, и потом осуществляется претензионно-исковая работа.

– Где чаще всего «всплывает» незаконное использование лицензионного контента: в онлайне или в офлайне?

– «Ведет» онлайн-сфера. Направление онлайн-торговли активно развивается, и вместе с этим увеличивается количество нарушений интеллектуальных прав. Чаще всего незаконное использование лицензионного контента встречается на маркетплейсах и в социальных сетях в таких категориях, как косметика, бытовая химия, настольные игры, детские товары (игрушки, одежда, кондитерские изделия, анимационные услуги).

– Как нейросети усложнили борьбу с контрафактом? Стали ли deepfake-подделки реальной угрозой для брендов?

– Произведения, созданные нейросетью, периодически встречаются в поле зрения digital-мониторинга. Как правило, такие переработки объектов несущественны и в них всегда можно узнать известный бренд, поэтому трудностей в работе юристов не возникает.

Deepfake-подделки начали активно использоваться не только для фейковых видео с живыми людьми, но и для имитации голоса, мимики и визуального поведения анимационных героев, выставляя известных героев в неподобающем виде и создавая неприятные истории вокруг брендов. Это создает прежде всего репутационные риски для брендов, так как изначально deepfake-подделки воспринимаются пользователями как легальный материал. Крайне важно оперативно выявлять и пресекать такие факты.

– Где чаще всего встречается deepfake-реклама, и какие юридические механизмы применимы к ней?

– По статистике, подобные нарушения чаще всего встречаются на таких ресурсах, как YouTube, TikTok, Telegram, VK.

Если вы увидели deepfake-рекламу своего бренда, требуйте прекратить распространение такого контента. Для этого нужно:

  • направить обращение администрации интернет-ресурса и запросить блокировку нарушения;
  • направить претензию нарушителю (к примеру, продавцам контрафакта/авторам/владельцам аккаунтов, которые публикуют данный контент на интернет-ресурсе).

– Как юридически корректно отозвать лицензию у партнера, если он нарушает условия в онлайн-продажах, например, продает через неутвержденные каналы?

– Для начала нужно обратиться к лицензионному договору и проверить условия использования бренда, а именно: посмотреть, через какие каналы продаж допустима реализация продукции. Лицензиар вправе устанавливать запрет на продажу товаров с использованием своих брендов на определенных площадках (согласно ст. 1235 ГК РФ). ФАС не запрещает устанавливать ограничения в лицензионных договорах (в том числе запрет на продажу через конкретные площадки), если ограничения не направлены на устранение конкурентов, навязывание невыгодных условий и разумно обоснованы. Таким образом, если в лицензионном договоре установлены условия продажи и они нарушены, правообладатель вправе направить лицензиату уведомление со ссылкой на нарушенные пункты. Также, в зависимости от условий лицензионного договора, по факту допущенного нарушения предварительно могут быть предъявлены требования о прекращении нарушения в установленные сроки или сразу требование о расторжении договора на данном основании.

Беседовала Дания Насретдинова

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Юридическая практика
Интервью и аналитика