r_arrow

Гудвилл компании: влияние интеллектуальной собственности на стоимость бизнеса

23 апреля 2025 г. 15:49
img

erid: 2W5zFFxi96g

В современном бизнесе все большую роль в оценке компании играют нематериальные активы, в частности интеллектуальная собственность (ИС). Эти объекты формируют такой показатель ценности и стоимости компании, как гудвилл. В нашей статье раскроем понятие термина и расскажем о показателях, влияющих на него.

Гудвилл – совокупность нематериальных активов: деловой репутации, лояльности клиентов, персонала, объектов интеллектуальной собственности (ОИС), оказывающих влияние на превышение покупной стоимости бизнеса над его балансовой стоимостью. Эта разновидность актива представляет собой будущие экономические выгоды, которые особенно важны при продаже бизнеса, оценке инвестиционного потенциала, расширении компании.

В бухгалтерской сфере гудвилл оценивается как бонус или премия к общей балансовой стоимости, так как отражает нематериальные преимущества. Он не имеет конкретной стоимости, его сложно измерить в цифрах, поэтому нет универсального метода, позволяющего определить его точное значение. Но ИС, как часть гудвилла, можно оценить и учесть в балансе по финансовым показателям. Чаще всего гудвилл вычисляют по формуле: разница между рыночной (покупной) стоимостью компании и стоимостью ее чистых идентифицируемых активов (материальных и нематериальных).

Основным драйвером формирования гудвилла становятся, конечно же, результаты творческого труда компании. В контексте оценки бизнеса ОИС выполняют сразу две функции:

  1. Создание добавленной стоимости. Если у компании есть узнаваемый и юридически зарегистрированный бренд, это повышает ее конкурентоспособность и рыночную стоимость. Даже если таких активов нет в учете, покупатель их видит и платит за них.
  2. Монетизация брендов. Лицензируемые ОИС увеличивают прибыль, повышают значимость и ценность брендов, а значит, и повышается и капитализация гудвилла.

Охраняемые объекты создают защиту от конкурентов, что является стратегическим пимуществ, за которое инвестор или покупатель готов платить больше. Гудвилл сам по себе не подлежит регистрации, но его составляющие – объекты ИС – обладают охраноспособностью. Поэтому:

  • регистрация и оформление прав на ОИС – основа доказательства гудвилла;
  • лицензирование брендов – способ коммерциализации ОИС.

Отсутствие охранных документов может затруднить или удешевить сделку.

Гудвилл – это не абстрактная репутация, а экономическая категория, все чаще формируемая именно за счет интеллектуальной собственности. В условиях цифровой экономики и креативных индустрий, где нематериальные активы определяют успех, регистрация, защита и лицензирование ИС становятся неотъемлемыми инструментами роста и оценки компании.  Бизнес, который грамотно управляет своей интеллектуальной собственностью, всегда стоит дороже и на рынке, и в глазах инвесторов.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор freepik

Юридическая практика