r_arrow

Основания для отказа при регистрации товарного знака

25 декабря 2024 г. 17:59
img

erid: 2W5zFJgBbaY

Регистрация товарного знака – необходимый и важный этап в развитии своих брендов, о нюансах которого должен знать каждый потенциальный правообладатель. В данной статье мы подготовили чек-лист, в котором расскажем об основаниях для отказа в регистрации данного объекта.

1. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

• не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

– вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Такие обозначения в результате их длительного использования стали указанием на определенный вид товара. Такое обозначение смогут использовать все, это не будет являться нарушением. Пример: термос.

– являющихся общепринятыми символами и терминами.

К такому элементу, к примеру, можно отнести изображение шестеренки, символизирующей область машиностроения. Оно не обладает различительной способностью ввиду независимого применения различными производителями. Элемент воспринимается как общепринятый.

– описывающих свойства товара.

К таким относятся обозначения, указывающие на категорию качества товара (высший сорт), на свойство товара (лучший товар).

– представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

К таким можно отнести изображения обычной (без каких-либо отличительных признаков) бутылки или банки для напитка. Если же форма бутылки будет выполнена, к примеру, в форме туфли, это будет считаться отличительным признаком.

2. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые относятся к объектам, не подлежащим правовой охране в соответствии со статьей 1231.1 ГК РФ, или сходны с ними до степени смешения.

К объектам, не подлежащим правовой охране, относятся:

  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
  • официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

3. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

  • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, его изготовителя или места производства. Например, не допускается маркировка товаров названием «Московское масло», если производственные силы находятся в Самаре.
  • противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Например, содержащие в своем составе ругательства или призывы к аморальным действиям.

5. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, использующих официальные наименования и изображения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.

Нельзя зарегистрировать, например, изображение Кремля, картины известных художников. То есть не подлежат регистрации, без соответствующего разрешения, такие объекты, которые являются памятниками истории и культуры народов России.

6. Не допускается зарегистрировать товарный знак на российского правообладателя, имеющий правовую охрану в другой стране, при этом также имеющий определенные характеристики товара, которые обусловлены его территориальным происхождением.

Речь идет об обозначениях, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории данного государства (производимые в границах его географического объекта).

7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения:

  1. с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;
  2. с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
  3. с товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения. Могут быть признаны общеизвестным, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стал на указанную в заявлении дату широко известен среди соответствующих потребителей в отношении определенных товаров.

8. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения:

  • включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, которое имеет право использования такого географического указания или наименования места происхождения товара;
  • включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении неоднородных товаров, если использование этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с такими географическим указанием или наименованием места происхождения товара и может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на такие географическое указание или наименование места происхождения товара.

9. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Тождественные и сходные до степени смешения товарные знаки можно выявить при проведении предварительной проверки, которую рекомендуется проводить перед подачей заявки на регистрацию.

10. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

  • названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
  • имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;
  • промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

11. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с ГК РФ средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 статьи 1483. Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 ст. 1483 ГК РФ.

12. По всем тем же основаниям, рассмотренным выше, правовая охрана также не предоставляется товарным знакам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В данном случае речь идет об установленной Мадридским соглашением и Протоколом к нему процедуре, которая предусматривает проведение экспертизы национальными ведомствами по международным заявкам.

Кристина Раскудакина,

руководитель юридического отдела компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор freepik

Юридическая практика