r_arrow

Продажа прав, активов и предприятий, работающих по модели франчайзинга

3 декабря 2024 г. 18:33
img

erid: LjN8K7iJn

Франчайзинг представляет собой одну из наиболее широко распространенных моделей масштабирования бизнеса. Ее выбирают многие компании для создания сети своих представительств и охвата, насколько это возможно, широкого рынка. Однако в процессе ведения деятельности по данной модели может возникнуть необходимость переуступки предприятия – франчайзи. Наиболее часто это может понадобиться в одной из двух ситуаций:

  1. Собственник франчайзи хочет выйти из бизнеса в силу различных причин.
  2. Франчайзер желает приобрести бизнес своего действующего франчайзи.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций более подробно.

В первом случае желание собственника организации – франчайзи, выйти из бизнеса может быть обусловлено самыми разными обстоятельствами: личного (например, предстоит переезд в иное государство) или делового характера (желание сконцентрироваться на какой-то другой отрасли или виде деятельности). Продажа бизнеса, работающего по франшизе, в таком случае не представляет сложности, если соблюдаются два условия: франшиза изначально приобреталась на юридическое лицо, которое ничем иным не занимается (то есть продажа акций или долей юрлица эквивалентна продаже соответствующего бизнеса на основе франчайзинга), и в договоре франчайзинга отсутствуют какие-либо ограничения на смену собственника организации, с которой заключен такой договор. Последнее является распространенной ситуацией: очень часто франчайзер включает в договор ограничения на смену собственника организации – франчайзи, или необходимость согласовывать такую смену с ним. Это связано с тем, что личность владельца франчайзи зачастую может быть крайне важной для функционирования бизнеса по модели франчайзинга. Особенно актуально это в некоторых областях сферы услуг: медицинских, образовательных, юридических и т.п. Здесь важную роль играют знания и навыки управленца, имеющего профильное образование и опыт работы в соответствующей отрасли. Кроме того, таким образом франчайзеры страхуют себя от работы с нежелательными партнерами.

Очевидно, что в случае, когда франчайзи является индивидуальным предпринимателем, продажа по указанной выше модели невозможна. В таком случае бизнес придется продавать на основе отдельных договоров о продаже активов или договора о продаже предприятия как имущественного комплекса (ст. 559–566 ГК РФ). При такой схеме сделки необходимо договариваться с франчайзером о прекращении действующего договора франчайзинга и заключении нового – с приобретателем. Соответственно, даже если в договоре франчайзинга не содержалось норм о необходимости получения согласия на смену личности владельца франшизы, по факту такое согласие придется получать в форме подписи франчайзера под новым договором с приобретателем. Напомним, что предоставление права по договору коммерческой концессии в силу п. 2 ст. 1028 ГК РФ подлежит государственной регистрации, а при ее отсутствии такое предоставление считается несостоявшимся. Поэтому просто передать права иному лицу в обход франчайзера у франчайзи не получится.

Следует обратить внимание на то, что недобросовестные франчайзи могут пытаться обойти нормы о необходимости получения согласия франчайзера на переход прав владения компанией, получившей франшизу, через механизм универсального правопреемства. Это возможно, например, через механизм присоединения юридического лица, заключившего договор франчайзинга, к новому лицу, которое желает приобрести франшизу. В таком случае в силу правил универсального правопреемства (ст. 58 ГК РФ) все права и обязанности (в том числе и по договору франчайзинга) перейдут к вновь образованному лицу – правопреемнику. В этой связи, если франчайзер хочет ограничить подобные возможности, в договор франчайзинга следует включать нормы о необходимости согласования с франчайзером также всех решений франчайзи, способных повлечь за собой передачу прав по франшизе иному лицу, включая переход по правилам универсального правопреемства, и указывать последствием нарушения подобного обязательства со стороны франчайзи право франчайзера на одностороннее расторжение договора.

Во втором случае на место приобретателя бизнеса франчайзи встает сам франчайзер. Данная ситуация также встречается довольно часто. Многие крупные, особенно международные сети, развивающиеся по смешанной модели (открытие новых собственных и франшизных точек ведения бизнеса) изначально, при заключении договора франчайзинга с соответствующим партнером закладывают в договор возможность выкупа бизнеса франчайзи при определенных обстоятельствах. В таком случае деятельность франчайзи является своеобразным тест-драйвом, призванным «обкатать» рынок на соответствующей территории, в создании собственного предприятия на которой франчайзер по различным причинам может быть изначально не уверен.

Обычно в качестве события, приводящего к возникновению у франчайзера права на выкуп, в договоре указывают достижение франчайзи каких-либо показателей: суммы выручки, количества реализованных товаров, числа клиентов и т.п. Иногда договор может быть построен так, что при достижении определенного показателя выкуп по требованию франчайзи становится не правом, а обязанностью франчайзера. Если цена, определенная в договоре, или порядок ее исчисления представляются для франчайзи выгодными, подобные нормы об обязательном выкупе будут служить для последнего мощным стимулом для развития бизнеса. Однако подобная конструкция, скорее всего, будет привлекать франчайзи со специфическими целями – ориентированными на быстрый заработок, а не на долгое сотрудничество, поддержку философии франчайзера и т.п. Поэтому вопрос о том, включать или не включать в договор нормы о выкупе бизнеса франчайзи, во многом зависит от долгосрочных целей франчайзера.

Наличие во франчайзинговом договоре условия о выкупе всегда предполагает обязательство франчайзи заключить такой договор от имени вновь созданной организации и не заниматься от имени такой организации какой-либо иной деятельностью, кроме исполнения договора франчайзинга. Также, как правило, выкупу предшествуют проверки деятельности франчайзи с стороны франчайзера (своими силами или силами привлеченных специалистов): аудит финансово-бухгалтерской отчетности и legal due diligence, часто именуемый в нашей стране юридическим аудитом. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что юридическое лицо, предназначенное к приобретению франчайзи, фактически обладает необходимыми активами, имуществом, правами, не обременено долгами и отсутствуют какие-либо препятствия к проведению сделки, например, специальные корпоративные требования для владельца компании – франчайзи, об одобрении сделки по продаже ее долей или акций как крупной.

Учитывая вышеизложенное, признаком профессионально составленного договора франчайзинга является раздел, в котором описываются условия и порядок выкупа бизнеса франчайзи самим франчайзером (если последний в этом потенциально заинтересован) или сторонними лицами, порядок согласования таких сделок сторонами договора франчайзинга и обязательства сторон договора, вытекающие из подобных сделок.

Валерий Нарежный, к.э.н., Советник,

юридическая фирма «Городисский и Партнеры»

Реклама. ООО «Юридическая фирма Городисский и Партнеры»

ИНН 7702195561

Фото: freepik.com, автор pressfoto

Интервью и аналитика