r_arrow

Звук, запах и вкус в качестве зарегистрованного бренда: возможно ли и как оформить права

13 ноября 2024 г. 15:57
img

erid: LjN8JubDe

Брендинг – это стратегический процесс разработки и продвижения бренда, который включает в себя создание уникальных инструментов, выстраивающих связь с потребителем.

Уникальность компании выражается разными способами, с традиционными объектами многие уже знакомы – это логотип, упаковка товаров, изображения, фирменные элементы, которые могут быть зарегистрированы в качестве словесного, изобразительного и комбинированного товарного знака, но иногда встречаются и такие объекты, как звук, запах или вкус. Подобные нетипичные формы средств индивидуализации встречаются не часто, тем не менее имеют место. Отсюда возникает вопрос: возможно ли зарегистрировать звук, запах или вкус в качестве товарного знака?

Обратимся к законодательству: допускается регистрация звуковых, вкусовых, обонятельных и иных обозначений, поскольку подобные объекты могут индивидуализировать деятельность компании, а также помогают комплексно обеспечить защиту всех результатов творческого труда.

Основные требования для регистрации запаха и вкуса как товарного знака
  1. Идентификация запаха: он должен быть четко идентифицируемым и описанным таким образом, чтобы его можно было воспроизвести и отличить от других ароматов. Данный этап может вызвать определенные сложности, так как уникальность запаха – явление субъективное.
  2. Отличительность и функциональность: конкретный запах должен отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого. Иными словами, вызывать ассоциацию с брендом, но не являться самим брендом. Кроме того, аромат, усиливающий вкус продукта, а также характеризующий товар вне зависимости от его производителя (например, запах кожи для обуви), не будет зарегистрирован.
  3. Четкое описание запаха: аромат должен быть зафиксирован в физической форме. Например, на носителе, в виде химической формулы, которую можно передавать и проверять.

Аналогичные требования предъявляются и к регистрации вкуса в качестве товарного знака. Регистрация таких обозначений возможна в виде описания вкусовых свойств.

Пример регистрации запаха – товарный знак № 470375 (на данный момент он прекратил свое действие) «кожаный аромат». Правообладатель – известный натуропарфюмер Наталья Коляго, которая оформила права на запах, использовавшийся в маркетинговых целях.

Источник: https://www.fips.ru/

Что касается вкусового товарного знака, то на текущий момент в России не зарегистрировано ни одного подобного обозначения.

Основные требования для регистрации звука как товарного знака
  1. Отличительная способность: звук должен иметь отличительные признаки, то есть не быть типичным для конкретного вида товаров или услуг. Например, звук, который является частью обычного функционирования товара (например, звуковой сигнал автомобиля или бытовой техники), не будет зарегистрирован как товарный знак.
  2. Описание звука: по данным Роспатента, заявка на регистрацию звука в качестве товарного знака должна содержать графическое представление звука, представляющего собой знак, текстовое описание конкретного звука, запись звука или любую комбинацию в соответствии с требованиями (музыкальная запись на нотной линейке или изображение соответствующей звуковой волны – диаграмма частот). Формат файлов – MP3 (предпочтительно) или WAV, размер – не более 5 Мб.

Примером звукового обозначения является товарный знак № 213564, который принадлежит АО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАДИОКАНАЛ».

Источник: https://www.fips.ru/

Итак, законодательство предоставляет возможность регистрации подобных обозначений для защиты инструментов индивидуализации. Трудность процедуры заключается в том, что такие обозначения не имеют объективной формы выражения, как изображения или слова, и их описание может быть субъективным. Поэтому прежде чем планировать регистрацию, основательно изучите данный вопрос и соберите всю описательную информацию.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор rawpixel.com

Юридическая практика
6 августа 2025 г. 15:49

С развитием цифровой экономики маркетплейсы становятся ключевыми площадками для торговли, предлагая покупателям удобство, а продавцам — широкую аудиторию. Однако рост популярности онлайн-торговли сопровождается и увеличением случаев недобросовестной конкуренции.

В условиях, когда доля онлайн-продаж продолжает расти, защита прав участников рынка требует не только внимательного мониторинга, но и грамотного применения правовых механизмов. Какие инструменты позволяют бороться с недобросовестными практиками? Как действовать, если ваш бренд столкнулся с фальшивыми отзывами или контрафактной продукцией? В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает эффективные способы защиты, включая административные, судебные и претензионные методы, а также дает рекомендации по противодействию нарушениям на маркетплейсах.

13 августа 2025 г. 15:46

Уже давно мерч перестал быть обычным сувениром, его выпуск превратился в прибыльный бизнес. Однако за кажущейся простотой производства скрываются серьезные юридические риски. Использование чужих персонажей, логотипов и даже цитат без разрешения правообладателя – не просто «фанатская инициатива», а нарушение закона. Авторские права, товарные знаки, лицензионные соглашения – игнорирование таких аспектов может привести к судебным искам, штрафам и даже закрытию бизнеса. В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН», разбирает, что считается фанатским мерчем с точки зрения закона, какие нарушения чаще всего допускают производители и как можно легально работать с популярными брендами. Если вы планируете выпускать мерч или уже это делаете, данная информация убережет вас от дорогостоящих ошибок.

27 августа 2025 г. 16:45