r_arrow

Интеллектуальная собственность в франчайзинге

5 июня 2024 г. 14:38
img

erid: LjN8K1cRp

Франчайзинг в России – относительно молодая, но динамично развивающаяся бизнес-модель. Наибольшей популярностью у российских предпринимателей пользуются франшизы в сфере общественного питания, детского образования и развлечений, торговли (преимущественно продуктами питания) и медицинских услуг.

Франшиза включает предоставление прав на использование товарных знаков, объектов авторского права (чаще всего они выражаются в дизайнерских решениях по оформлению помещений), коммерческих обозначений, объектов патентного права, ноу-хау.

Факты незаконного использования объектов интеллектуальной собственности встречаются очень часто. И модель франчайзинга не исключение.

Следует различать две основные категории споров, касающихся объектов интеллектуальной собственности в рамках франшизы: бездоговорное использование объектов интеллектуальной собственности и их использование за рамками, установленными договором франчайзинга. Чаще всего на практике нарушения заключаются в незаконном использовании коммерческих обозначений, товарных знаков и дизайнерского оформления помещений, что вводит рядового потребителя в заблуждение относительно принадлежности к соответствующей франшизе.

Как юридически защитить себя предпринимателям, чтобы избежать неприятных ситуаций? Порядок использования франшизы регламентируется договором коммерческой концессии. И чем более полным будет данное соглашение, тем меньше рисков возникновения спорных ситуаций между сторонами в процессе использования франшизы. Поскольку договор коммерческой концессии преимущественно регламентирует порядок использования объектов интеллектуальной собственности, он должен содержать все существенные условия, присущие лицензионному договору. Например, перечисление полного перечня объектов интеллектуальной собственности, право использования которых предоставляется в рамках франшизы. Договор коммерческой концессии должен быть зарегистрирован в установленном порядке, в противном случае право использования объектов интеллектуальной собственности считается не состоявшимся. А это, в свою очередь, может привести к негативным последствиям.

В договоре особое внимание необходимо уделить объему прав и обязанностей сторон. К примеру, важно установить обязанность правообладателя оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников пользователя. Некоторые юридические гарантии для пользователя франшизы установлены на законодательном уровне. Так, согласно статье 1038 ГК РФ, переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии.

Если говорить о государственных мерах поддержки, то в последние годы оказывается поддержка предпринимателей, как уже работающих по франшизам, так и планирующих открывать данную модель бизнеса. Большинство программ действует на региональном уровне. Например, в Московской области пользователи франшиз, заключившие договоры коммерческой концессии после 1 января 2020 года, вправе подать заявку на получение субсидии, за счет которой можно компенсировать расходы на приобретение оборудования, арендные и коммунальные платежи. Аналогичные программы действуют и в других субъектах Российской Федерации. Программы субсидирования показывают свою эффективность: количество регистрируемых договоров коммерческой концессии растет с каждым годом.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: pexels.com, автор Tara Winstead

Юридическая практика