r_arrow

Юридические аспекты защиты интеллектуальных прав на маркетплейсах

22 мая 2024 г. 12:45
img

erid: LjN8Jyjc2

Прежде чем инициировать защиту своего бренда на маркетплейсах, правообладателю необходимо изучить юридические особенности функционирования таких интернет-ресурсов. Несмотря на то что слово «маркетплейс» уже давно укоренилось в нашем языке, в российском законодательстве подобный термин не употребляется. Однако есть два других определения, которые характеризуют маркетплейс:

Информационный посредник – определение введено с 01.08.2013 г. в ст. 1253.1 ГК РФ. Согласно закону маркетплейсами являются лица, которые предоставляют возможность размещать материал или информацию, необходимую для его получения, с помощью интернета.

Агрегатор информации о товарах или услугах – определение введено с 01.01.2019 г. в законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Здесь появился термин «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)». Под ним следует понимать организацию или индивидуального предпринимателя, являющегося владельцем сайта и (или) страницы сайта в интернете и предоставляющего потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи, заключить договор, а также произвести предварительную оплату.

Исходя их указанных определений, можно сказать, что владелец маркетплейса не является продавцом товаров и услуг. Он лишь предоставляет возможность продавцам размещать информацию о них, а покупателям – знакомиться с ней и оформлять покупку.

Маркетплейс самостоятельно не размещает на площадке информацию о товарах и услугах, в том числе с использованием объектов интеллектуальной собственности, поэтому ответственность за их незаконное использование наступает для администрации площадки только при наличии вины. Считается, что вина маркетплейса отсутствует, если:

– он не знал и не должен был знать о том, что использование объектов интеллектуальной собственности в размещенных материалах или информации является неправомерным;

– при получении в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав он своевременно принял меры для прекращения нарушения.

Администрация маркетплейса владеет инструментами для пресечения фактов нарушения интеллектуальных прав, поэтому при выявлении фактов размещения продавцами информации с незаконным использованием принадлежащих вам брендов, необходимо отправить  маркетплейсу требование об удалении такой информации или ограничении доступа к ней. Указанные требования в форме письменной претензии можно направить по юридическому адресу администрации маркетплейса. Однако, для ускорения процессов, применяются и другие способы, в том числе созданные непосредственно площадками. Так, на «Вайлдберриз» предусмотрена подача жалобы на нарушение интеллектуальных прав через систему «Цифровой арбитраж». На «Озоне» жалобу можно подать через личный кабинет бренда, который регистрируется за правообладателем или уполномоченным им лицом. На «Яндекс.Маркете» также существует специальная форма обращения. Кроме того, практикуется отправка претензий по электронной почте. При этом следует учитывать, что в претензии должны быть указаны URL конкретных карточек с предлагаемыми к продаже товарами и услугам, на которых вы обнаружили нарушения. Нельзя подать абстрактное требование удалить все возможные на маркетплейсе факты незаконного использования брендов.

Сроки рассмотрения обращений регламентированы внутренними правилами маркетплейсов и составляют до 30 календарных дней. Несмотря на то, что они соотносятся со сроками обязательного досудебного урегулирования, установленного процессуальным законодательством (ст. 4 АПК), для сферы электронной коммерции это очень длинный  период, в течение которого может быть реализовано огромное количество контрафактной продукции. В текущее время прорабатывается вопрос сокращения сроков рассмотрения обращений при определенных условиях. В качестве одного из таковых рассматривается предоставление правообладателем доказательств нелегальности реализуемой на маркетплейсе продукции.

Положительный результат рассмотрения претензии выражается в блокировке карточки с контрафактом.

Однако бывают случаи, когда маркетплейс не реагирует на обращения правообладателя. Что делать в таком случае? Об этом специалисты компании «Медиа-НН» расскажут в следующей статье.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор pressfoto

Юридическая практика