BNPL-сервис «Долями» в рамках аналитического проекта «Tinkoff Data» изучил отношение россиян к спонтанным покупкам. Согласно исследованию, каждый третий совершает спонтанную покупку раз в месяц. При этом, чем выше доход потребителя, тем больше спонтанных покупок он совершает. Игрушки, одежда, спорттовары, канцтовары – в топ-10 категорий спонтанных покупок.
Более трети опрошенных (35%) совершают незапланированные покупки примерно раз в месяц. Чуть больше четверти (26%) – раз в несколько месяцев. Каждую неделю покупают что-то спонтанно 18% респондентов. И только 9% участников опроса в принципе не готовы к спонтанным тратам.
Спонтанные покупки опрошенные чаще совершают в интернете (50%), чем в офлайне (38%).
Более половины опрошенных (53%) чаще совершают спонтанные покупки, чтобы порадовать себя. Причем большинство из них – женщины (61%). И только 35% участников опроса чаще покупают что-то спонтанно для других.
Больше всего опрошенных (более 30%) готовы потратить на спонтанную покупку понравившихся товаров 2-5 тысяч рублей в месяц. При этом на незапланированные радости для себя россияне готовы тратить больше, чем для других. Так, более 20% опрошенных готовы потратить на спонтанную покупку для себя до 10 тысяч рублей, примерно столько же участников могут выделить более 10 тысяч. Когда речь идет о спонтанных покупках для других людей, гораздо меньшее количество участников опроса собирается тратить значительные суммы: 15% – до 10 тысяч рублей, 11% – свыше 10 тысяч.
Чаще всего участники исследования готовы тратить на импульсивные покупки не более 5% своего месячного дохода. Соответственно, чем выше доход у опрошенного, тем больше денег он спонтанно тратит на товары и тем чаще это делает.
Чаще всего от спонтанной покупки россиян удерживает стоимость: 58% респондентов выбрали этот вариант. Среди них большинство (69%) – молодые люди до 35 лет. На втором месте в списке барьеров – сомнения в необходимости товара (55%). И снова молодые участники опроса лидируют в выборе этого варианта. При этом чаще в необходимости товара не уверены респонденты, проживающие в Москве. 9% опрошенных останавливает от спонтанных покупок некорректная работа сайта (если покупка совершается в онлайне), 7% – мнение о покупке со стороны, а 6% – очереди в офлайн-магазинах.
Степень «спонтанности» покупки товара зависит от его категории. Чаще всего не планируя россияне приобретают одежду и обувь (32%), товары для дома (26%), а также косметику и парфюмерию (24%). За ними следуют игрушки и настольные игры (17%), а также книги и журналы (11%), спорттовары и канцтовары по 7%.
При покупке продуктов питания больше половины опрошенных (62%) чаще всего придерживаются заранее составленного списка, но могут купить что-то вне плана. Никогда не планируют покупку продуктов, а выбирают их на месте 23% россиян, 15% всегда строго придерживаются списка.
В случае с покупкой одежды почти половина опрошенных (45%) стараются придерживаться заранее составленного списка, но могут купить что-то помимо него. В основном такой стратегии придерживаются женщины. 30% россиян, преимущественно молодые люди до 25 лет, не планируют такие покупки. 25% респондентов (в основном мужчины) всегда составляют список того, что нужно купить из одежды и обуви, и четко его придерживаются.
Большинство опрошенных (79%) заявили, что в случае с бытовой техникой они строго следуют составленному заранее списку. Мужчин среди них больше, чем женщин. Спонтанно купить бытовую технику могут только 5% участников опроса.
Мужчины чаще всего делают спонтанные покупки в тех категориях, что традиционно связывают с «мужскими» занятиями и хобби: бытовая техника, товары для авто, строительные материалы. Женщины спонтанно покупают одежду и обувь, косметику и парфюмерию, а также товары для дома.
Категория спонтанных покупок зависит и от возраста: люди в возрасте до 25 лет чаще спонтанно покупают канцтовары и книги, в 25-44 года – одежду и обувь, а также бытовую технику. После 45 люди чаще покупают спонтанно товары для дома и строительные материалы.
Сообщает RDT-info.ru
Фото: freepik.com, автор gpointstudio