r_arrow

Контрафакт или фальсификат – вот в чем вопрос

20 марта 2024 г. 14:43
img

erid: LjN8KKsow

Современные магазины и маркетплейсы наполнены широким ассортиментом товаров. Перед покупателем встает закономерный вопрос – как купить качественный и соответствующий заданным параметрам товар. Ответ на него не такой легкий, как может показаться на первый взгляд. По результатам опроса Lenta.ru примерно каждый второй россиянин сталкивается при покупке с подделкой. В статье мы рассмотрим отличия контрафакта от фальсификации и расскажем, как поступить потребителю в случае приобретения подделки.

Что такое контрафакт?

Раскроем понятие «контрафактной» продукции. С юридической точки зрения законодатель четко дает определение в п. 1 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) – «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешение обозначение, являются контрафактными». Дополнительно в п. 3 ст. 1519 ГК РФ указано следующее: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смещения обозначения, являются контрафактными».

Материальные носители считаются контрафактными в случаях, когда их изготовление, распространение или иное использование приводит к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство. То же самое относится к импорту, перевозке или хранению материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Также контрафактной признается продукция без маркировки, предусмотренной законом.

В чем отличия фальсификата от контрафакта?

Понятие «фальсификации» раскрыто в Федеральном законе Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О Качестве и безопасности пищевых продуктов». Согласно закону, это материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и(или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Из общего анализа этих двух понятий становится ясно, что фальсификат не всегда является контрафактом. Контрафактная продукция копируется либо подделывается на основе известного бренда. Такой товар можно отличить от оригинального по ряду признаков:

  1. Отсутствие модели в линейке официальной продукции;
  2. Отсутствие серийного номера;
  3. На товаре нет артикула, знака европейского, евразийского соответствия СЕ и ЕАС;
  4. Логотип не соответствует логотипу, помещаемому на оригинальную продукцию;
  5. На упаковке нет информации о правообладателе.

Фальсификат же предполагает нарушение технологии производства. Целью фальсификации является введение потребителя в заблуждение, заключающемся в неверном указании или сокрытии свойств товара.

Можно ли защитить себя в случае приобретения контрафакта и фальсификата?

Для устранения подозрений, что перед вами продукция сомнительного происхождения, необходимо:

  1. Запросить сертификат качества на товар;
  2. Проверить список официальных дистрибьютеров на сайте производителя.

Уточнить информацию могут и государственные органы в рамках своей компетенции: МВД, территориальные управления Роспотребнадзора, органы ФТС, которые наделены полномочиями в этой сфере.

В случае приобретения контрафактного или фальсифицированного товара есть возможность защитить себя правовыми инструментами. При этом можно ссылаться на то, что при покупке не была предоставлена необходимая, полная и достоверная информация о товаре.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О Защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей), у покупателя есть право требовать от продавца возмещения убытков, в разумный срок отказываться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.

Если же контрафактный или фальсифицированный товар причинил вред жизни, здоровью и имуществу вследствие непредставления полной и достоверной информации о товаре, потребитель вправе потребовать возмещение такого вреда в порядке, предусмотренном ст.14 Закона о защите прав потребителей, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам  потребителя. В случае неудовлетворения продавцом соответствующего требования гражданина добровольно, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с частями 2, 7 и 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) и с п.2 ст.17 Закона о защите прав потребителей исковое заявление в суд потребитель вправе предъявить по своему месту жительства или месту пребывания, либо по месту нахождения организации либо по месту заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он также может быть предъявлен в суд по месту нахождения её филиала или представительства. При обращении с таким иском в суд потребитель не платит государственную пошлину.

По сложившейся практике самым эффективным способом решения проблемы с контрафактным или фальсифицированным товаром является обращение к официальному изготовителю или представителю компании. Сомнительная продукция может быть изъята из магазина и заменена на оригинальную для покупателя.

Дмитрий Федотов,

юрист практики по борьбе с контрафактом

и серым импортом Semenov&Pevzner

Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»

ИНН 7728742931

Фото: freepik.com, автор pressfoto

Интервью и аналитика