r_arrow

Тонкости юридического оформления прав на бренд

6 марта 2024 г. 14:33
img

erid: LjN8K7UHU

В основе бренда – объекты интеллектуальной собственности. Это результаты творческого труда, которые формируют уникальные отличия товара или услуги, вот почему процессу монетизации бренда предшествует процедура создания и документального оформления прав на данные объекты.

В практике нашей компании встречаются ситуации, когда правообладатель обращается за юридической защитой своего бренда, но в процессе анализа обстоятельств выясняется, что документы, подтверждающие наличие исключительных прав, не содержат положений, на основании которых можно сделать выводы о принадлежности прав данному лицу, либо отсутствуют в принципе.

Подобные ситуации усложняют процесс доказывания прав, не дают контролировать использование объекта третьими лицами, в том числе вести защиту от неправомерного использования.

Учитывая эти факторы, можно смело утверждать, что заниматься надлежащим юридическим оформлением прав необходимо на первоначальном этапе.

Наиболее часто используемые разновидности объектов интеллектуальной собственности – объекты авторского права, объекты патентного права и товарные знаки.

Подходы к оформлению прав на них зависят от конкретного объекта интеллектуальной собственности. Права на некоторые из них возникают только в результате государственной регистрации (на товарные знаки и объекты патентного права). Следует отметить, что и последующие действия с указанными объектами (лицензирование или отчуждение) также требуют государственной регистрации.

Поговорим про важные аспекты регистрации объектов патентного права и товарных знаков.

Творческие решения в сфере дизайна можно оформить в качестве патента на промышленный образец. И ключевым критерием регистрации патента является новизна и оригинальность в созданном дизайне. Если в части понятия оригинальности дополнительная расшифровка не требуется, то в части новизны нормативно закреплено, что регистрируемый объект соответствует данному критерию при условии, что заявка на выдачу патента подана в Роспатент в течение 12 месяцев со дня раскрытия информации о регистрируемом объекте. Таким образом, если дизайнерское решение начали использовать, но обратились за регистрацией его в качестве патента по истечении 12 месяцев с даты первого использования, в регистрации указанного дизайнерского решения в качестве патента на промышленный образец будет отказано.

При регистрации товарных знаков следует учитывать, что данный объект, как средство индивидуализации, регистрируется в определенных классах МКТУ, в которых его в последующем планируют использовать (всего 45 классов: 1-34 товары, 35-45 услуги). Если после регистрации товарного знака в отдельных классах правообладатель придет к выводу о необходимости регистрации дополнительных классов МКТУ, то сделать это получится только путем регистрации нового товарного знака. А это влечет дополнительные расходы, которых можно избежать в случае включения необходимых классов при первоначальной регистрации. Кроме того, на этапе регистрации дополнительного товарного знака есть риск, что кто-то вас опередит и зарегистрирует сходный товарный знак в интересующих классах. В связи с этим на этапе подачи заявки на регистрацию товарного знака необходимо тщательно проанализировать, в каких классах МКТУ в перспективе возможно использование товарного знака, и сразу включить их в заявку.     

Объекты авторского права государственной регистрации не требуют. Однако документально оформить принадлежность прав на них все же нужно. Если объект создан штатным сотрудником организации либо внештатным специалистом на основании задания заказчика, то переход к заказчику прав на результаты работы должен оформляться договором авторского заказа или служебным заданием в рамках трудового договора с обязательным подписанием акта приема-передачи выполненных работ. Достаточно частой ошибкой на практике является то, что в указанных документах стороны либо не прописывают, либо неоднозначно формулируют условия: непонятно, кому принадлежат исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, возникшие в результате проделанной работы – переходят ли они к заказчику или остаются за исполнителем. Это ключевой момент, на который необходимо обратить внимание.           

Объекты интеллектуальной собственности позволяют их владельцам извлекать прибыль как от самостоятельного использования, так и путем предоставления такого права иным лицам.

Пользование правами на объект интеллектуальной собственности, оформленное надлежащим образом, позволяет правообладателю осуществлять контроль над качеством товаров и услуг, которые изготавливают либо оказывают под данным брендом, контролировать соответствие концепции, заложенной в бренд, ее фактической реализации пользователями бренда.

Основным способом предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности является лицензирование. С помощью данного инструмента правообладатель предоставляет возможность использования объекта всем заинтересованным лицам, осуществляя при этом контроль за порядком использования бренда и получая материальное вознаграждение за предоставленное право. Лицензионные договоры бывают двух видов: исключительной лицензии и не исключительной лицензии. В течение срока действия договора исключительной лицензии правообладатель не вправе использовать сам, а также предоставлять третьим лицам право использовать бренд в том объеме, в котором такое право предоставлено лицензиату. Договор не исключительной лицензии позволяет правообладателю заключить лицензионный договор с несколькими лицами с предоставлением им одинакового объема прав на использование бренда.

Среди других способов предоставления прав на бренд можно также рассматривать договор об отчуждении прав на объект интеллектуальной собственности и договор коммерческой концессии (договор франчайзинга). Договор об отчуждении предполагает возможность получения единоразового вознаграждения за факт отчуждения права, при этом передающее лицо теряет возможность использовать самостоятельно, а также контролировать процесс использования бренда иными лицами с момента отчуждения.

Договор коммерческой концессии является более сложной моделью взаимодействия, при которой во временное использование за вознаграждение предоставляется право использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор pressfoto

Юридическая практика