r_arrow

«Клуб Романтики» – как популярное мобильное приложение 18+ вышло на лицензионный рынок

20 декабря 2023 г. 12:55
img

erid: LjN8JyPWH

Осенью 2022 года была запущена лицензионная программа по очень необычному для российского рынка бренду. «Клуб Романтики» – это мобильное приложение с коллекцией интерактивных романтических историй. На его счету более 10 млн скачиваний в российских сегментах Google Play и AppStore и более 1,5 млн подписчиков официальной группы ВКонтакте. Лицензионная программа по нему включает игрушки, подушки-обнимашки, наборы для творчества, одежду и многое другое. Уже к концу 2022 года, менее чем 3 месяца спустя после старта, лицензионные продажи превысили 4 млн рублей, а за год выросли более чем на порядок. 

О том, как приложение для аудитории 18+ вышло на лицензионный рынок, почему товары пользуются популярностью, каких партнеров правообладатели ждут сегодня и как лицензиаты берут идеи новых товаров из самого приложения, «Вестник» узнал у Максима Бандровского, генерального директора компании «Плейком», представляющей бренд «Клуб Романтики».

Здравствуйте, Максим! Расскажите, пожалуйста, о проекте «Клуб Романтики». Какова целевая аудитория бренда?

«Клуб Романтики – Мои истории» – мобильное приложение, коллекция романтических историй, в которых пользователь может делать выбор и влиять на сюжет. В каждой сцене читатель выбирает, как должен поступить его персонаж, и сюжет развивается в зависимости от принятых им решений.

У приложения более 1 млн уникальных читателей в месяц в России, наиболее активна женская аудитория 16-35 лет. Количество подписчиков официальной группы ВКонтакте превышает 1,5 млн, скачиваний в России – более 10 млн.

Как пришла идея лицензировать бренд мобильного приложения для взрослых? Все-таки женская аудитория 16-35 лет – нетипичная для российского лицензионного рынка. 

Хотелось попробовать себя в лицензии, в которой поклонник бренда сам принимает решение о покупке и приобретает понравившуюся продукцию на собственноручно заработанные деньги. К тому же за время пандемии ландшафт лицензионного рынка сильно изменился: продажи на маркетплейсах выросли кратно, появились новые лицензиаты, которые реализуют продукцию только на этих онлайн-площадках, а у Клуба Романтики активнейшая интернет-аудитория. Сегодня прямые продажи отлично работают и приносят существенный доход правообладателю и производителю, тем более если целевая аудитория огромна, как у Клуба Романтики, к тому же сложно найти активного человека в РФ, у которого сегодня нет аккаунта на Вайлдбериз или/и на Озон.

Нашим пробным камнем и первым лицензионным продуктом стала плюшевая игрушка «Волчонок» – точная копия игрушки из одной истории Клуба Романтики, которую персонаж дарил своей возлюбленной. Было принято решение произвести тестовые 1000 штук, но лицензионный партнер, сомневавшийся в успехе, выпустил только 300 штук. Игрушка оказалась на полках маркетплейсов и ее раскупили за 15 минут после появления информации в официальной группе ВКонтакте. Более того, мы провели опрос, и оказалось, что более 20 000 участников группы были готовы приобрести эту игрушку «в моменте». К сожалению, лицензионный партнер физически не смог мгновенно отреагировать и обеспечить такое количество, и производство с продажами растянулось. Тем не менее, «Волчонок» на данный момент остается одним из хедлайнеров продаж.

Подарок от героя Вселенной «Клуба Романтики» Макса Фолла

Вообще, «Клуб Романтики» уникален тем, что его фанатское сообщество – аудитория young adult – очень активно: подписчики создают мемы, оставляют комментарии, вокруг каждого обновления приложения начинается хайп и многочисленные обсуждения.


Мы не можем даже здесь, на страницах отраслевого издания, написать о планах выхода новых продуктов, так как это точно появится в обсуждениях, а мы не можем допустить утечку информации до официального анонса в группе ВКонтакте.


Более 40% подписчиков в группе ВКонтакте реагируют на посты хотя бы раз в месяц. Фанаты высказывают не только, что им нравится, но и то, что не понравилось, и это накладывает на нас большую ответственность в выборе партнера и качестве продукции. С другой стороны, общение с фандомом дает широкие возможности влиять на качество и цену товаров. После комментариев в соцсетях мы уже несколько раз оперативно вносили доработки в продукт – это нравится аудитории и вызывает доверие к бренду, к продукту, и, конечно, стимулирует рост продаж лицензионных товаров.

Расскажите подробнее о лицензионной программе по бренду

Надо отметить, что на старте правообладатель не имел опыта лицензирования: не было торговой марки, брендбука, опыта работы с физическим товаром. Но мы довольно быстро разработали концепцию торговой марки, брендбук и стратегию развития бренда. В результате удалось заключить сразу 6 контрактов, 3 из которых – с лидерами рынка в своих товарных категориях. 

Осенью прошлого года на полках появились первые лицензионные товары – мягкие игрушки, наборы для творчества, подушки-обнимашки и лимитированная ювелирная коллекция. Несмотря на короткий срок – основной объем лицензионных товаров стал доступен в начале декабря – розничные продажи по лицензии к концу 2022 года превысили 4 млн рублей, а за год выросли более чем на порядок.

Футболка на персонаже «Макс» из истории «Рожденная Луной»

Тогда же, осенью 2022, мы начали прощупывать рынок дорогой продукции: в одной из популярнейших историй «Клуба Романтики» «Арканум» фигурировали карты Таро, и у нас появилась идея их выпустить в виде двух колод – базовой по цене 2995 рублей и премиальной за 14995 рублей.  

Необходимо было отрисовать с нуля 78 карт в стиле «Арканума». По расчетам, отрисовка такого количества карт под руководством профессионального таролога получалась затратной, и, чтобы перестраховаться, было принято решение пойти по пути краудфандинга: в сообществах «Клуба Романтики» был объявлен предзаказ карт.

Всего за три недели были собраны средства, необходимые для разработки и производства запланированной партии. Коллекция появилась в продаже весной этого года.

В настоящий момент на прилавках можно найти разнообразную печатную продукцию (книги, постеры, артбуки, календари), товары для творчества (среди которых очень успешная категория –картины по номерам), а также многочисленные аксессуары, которые с удовольствием приобретает большая и быстрорастущая аудитория «Клуба Романтики».

Что гарантирует успешность лицензионной программы?

В первую очередь успех лицензионных продаж определяет сила нашего бренда, которая подтверждается количеством скачиваний приложения и активностью фандома в социальных сетях. Кроме того, читатели 16-35 лет – активная и платежеспособная аудитория.

Важное значение имеет и грамотная маркетинговая поддержка. Еще перед запуском лицензионной программы мы проводили опросы в группе «Клуба Романтики» ВКонтакте, чтобы понять, какие товарные категории наиболее востребованы в фанатском сообществе. В опросах приняли участие более 100 тысяч подписчиков, и это «подогрело» интерес аудитории к лицензионной продукции. 

Мы поддерживаем запуск каждого лицензионного товара в социальных медиа «Клуба Романтики» (ВКонтакте и Телеграм). Это дает большой охват – более 2 млн человек, десятки тысяч лайков и сотни репостов и комментариев к каждому посту. 

Опрос пользователей группы «Клуб Романтики» ВКонтакте

Какие истории есть в коллекции «Клуба Романтики»?

В настоящий момент у нас 37 активных историй. Сюжеты очень разные – от детективов в стиле Агаты Кристи до мистики, фэнтези, sсi-fi, драмы, приключений или комедий. Некоторые из них обыгрывают сюжеты «Сумерек», «Ривердейла» и других популярных историй.

Есть уже законченные истории – для тех, кто не хочет ждать выхода новых эпизодов, а есть сюжеты, которые продолжают развиваться, – обновления по ним выходят в среднем раз в полтора-два месяца.

Охват аудитории топовых историй по мотивам культовых визуальных новелл «Клуба Романтики» приближается к цифре, равной количеству скачиваний самого приложения. Например, у самой популярной визуальной новеллы под названием «Секрет Небес» насчитается почти 10 миллионов читателей в приложении, что отлично соотносится с тиражом книги. Первая книга, выпущенная в импринте NoSugar Books издательства «АСТ», «Секрет Небес. Яблоко раздора» вышла в сентябре 2023 года, и если первый ее тираж составил 25 000 экземпляров и был частично распродан еще на этапе предзаказа, сейчас совокупный тираж составляет уже 45 000 экземпляров.

Когда бренд становится популярным, может появиться контрафактная продукция. Как вы боретесь с пиратством и защищаете бренд?

Наш партнер на ниве борьбы c контрафактом – юридическая компания «Медиа-НН». Мы начали сотрудничество в июне 2023 года: нам помогли правильно дооформить правоустанавливающие документы для успешного судопроизводства, и за два месяца уже выявлены сотни случаев контрафакта.

На данный момент ряд «пиратов» прекратили выпуск и продажу контрафактной продукции, некоторые заключили лицензионные соглашения и начали официально производить товары лучшего качества под чутким контролем дизайнеров правообладателя. На тех, кто отказался добровольно устранить нарушения после получения претензии, поданы судебные иски с серьезными компенсационными требованиями.

К нашему большому сожалению, маркетплейсы до сих пор неохотно идут на сотрудничество по оперативной блокировке контрафактных товаров, мы понимаем – заработок идет с оборота и неважно какого. Часто «закрытие» контрафактного продавца занимает много времени и ресурсов, но мы надеемся, что в обозримом будущем маркетплейсы пойдут на встречу правообладателям и создадут условия для блокировки контрафактной продукции в режиме реального времени.

Лицензионная продукция по бренду «Клуб Романтики»

Каковы планы по развитию лицензионной программы? 

Сейчас у нас 13 лицензионных партнеров, 10 из которых появились в этом году. Среди них – «АСТ», «ЭКСМО», «Росмэн», крупный ювелирный завод, который выпускает продукцию для 585 и Sokolov, а также ряд партнеров поменьше, которые также производят продукцию высокого качества, и имеют перспективы кратного роста.

В 2024 году появится лицензионная продукция по нашим новым сделкам, которые сейчас находятся на подписании или в разработке. Аудиторию ждет увеличение количества печатных книг, расширение ассортимента по текущим категориям и выход интересных товаров в новых категориях. Готовятся партнерства с некоторыми известными брендами, будут выпущены диджитальные продукты, но детали, как писали выше, пока раскрыть не можем. Как говорится, stay tuned!

«Вестник лицензионного рынка»

Реклама. ООО «Плейком»

ИНН 7731438138

Интервью и аналитика