Тема, которая не теряет актуальность – подделки на маркетплейсах. В статье рассказываем: какой процент людей сталкивается с репликой, какие меры приготовило правительство, что является основным драйвером контрафакта на маркетплейсах.
Маркетплейсы уже давно пытаются бороться с контрафактом, но искоренить или хотя бы снизить процент подделок не удается.
По результатам опроса kp.ru более 70% покупателей на мп сталкивались с контрафактом.
Также эксперты из агентства IQ Technology провели анализ 15 тысяч карточек Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет» и AliExpress на реплику.
В итоге, исследование показало, что с июля 2022 года по июль 2023 года доля контрафакта электроники в среднем выросла почти вдвое. Например, доля фальшивых смартфонов за год увеличилась с 12% до 31%, наушников и колонок – с 27% до 69%, мелкой бытовой техники – с 15% до 34%.
И в других категориях товаров ситуация похожая.
Видя как не справляются маркетплейсы, правительство решает «помочь».
Система маркировки «Честный знак» была введена в РФ еще в 2019 году для некоторых категорий товаров. С тех пор этот пул новых товаров пополняется ежегодно.
Система помогает государству отследить движение товаров от производителя, ну, или импортера до конечного покупателя. По задумке в торговой цепочке не должно остаться места для контрафактной продукции, так как ответственность за передачу данных о движении товаров лежит и на производителях, и на дистрибьюторах, и на продавцах.
С 1 марта 2023 года маркетплейсы должны отслеживать маркировки у товаров легкой промышленности – куртки, плащи, пальто и т.п. Теперь хотят расширить зону ответственности интернет-площадок и включить все остальные товары, подлежащие маркировке – от лекарств до покрышек.
Допуск немаркированных товаров может сопровождаться письмом счастья с чеком до 300 тыс рублей.
Дело в том, что зарегистрироваться в Честном Знаке может любая организация и при этом права на выпуск продукции под тем или иным брендом никоим образом не проверяются. ЧЗ просто выдает марки, которые нужно лепить на товар. За соблюдение интеллектуальных или авторских прав никто не спросит.
Система выявляет поставщика или импортера, количество товара, а также кому и сколько было продано. Если поступает жалоба от конечного потребителя, можно в итоге добиться блокировки партию товара. Но в условиях, когда большинство международных компаний покинули РФ, использование лицензий и разрешений от брендов никто проверять не будет.
Поэтому паленые кроссовки Nike и Adidas будут также свободно себя чувствовать на просторах маркетплейсов как и раньше.
На самом деле, основной корень проблем кроется больше не в юридической плоскости, а в психологии продавца и потребителя на маркетплейсах.
Проблема дешевого копипаста товаров актуальна не только в РФ.
Amazon, который положил начало всем маркетплейсам попрежнему не справляется с контрафактом даже спустя десятки лет. Но именно он и создал для этого все условия.
Потребителя приучил к тому, что не важно, у кого покупать, лишь бы был нужный товар. Главное – надежная система оплаты, низкие цены, быстрая доставка и гарантия возврата.
Продавца обделил возможностью рассказывать о своем бренде и растить лояльных клиентов. В итоге на витрине все товары похожи друг на друга как две капли воды – и карточки, и описания. А в такой ситуации обычно начинают конкурировать по цене. На маркетплейсах скапливаются продавацы, которым наплевать на бренд и репутацию – нужно просто найти топ товар, найти китайцев, которые скопируют товар, используя сырье по-дешевле. Дальше сбыть его на мп по цене ниже рынка – профит.
Люди с таким мышлением адаптируются к любому ограничивающему нововведению и рано или поздно находят лазейки.
Вот и встречаются покупатель, который ищет товар подешевле среднего или низкого качества, и селлер, который продает контрафакт среднего или низкого качества.
Уверен, что есть исключения: кто-то ищет товар высокого качества, а кто-то продает товар высокого качества на мп. И все же маркетплейсы, ориентирующиеся на модель Amazon, сами создают ситуацию, при которой доля контрафакта стремится вверх с ростом пользователей самой платформы.
В связи с этим все больше покупателей обращают внимание на компании с развитым брендом, где вероятность контрафакта минимальна. Так уже происходит за бугром. Магазины на Shopify как пример. Shopify – это конструктор интернет-магазина, который еще предоставляет кучу инструментов для развития бренда. Т.е. полная противоположность мп. В том же 2021 году число уникальных посетителей в магазины, созданные через Shopify, достигло 1,16 млрд. В то время как на Amazon – 1,10 млрд.
Создание таких индивидуальных площадок через подобные сервисы, которые поощряют развитие бренда, если и не искоренят паль, то хотя бы не будет концентрироваться в местах скопления большого количества людей – в маркетплейсах.
Сообщает vc.ru
Заглавное фото: freepik.com/Freepik