r_arrow

Пять знаковых новостей российского рынка лицензирования

23 января 2013 г. 4:00
img

Благополучно минули новогодние праздники, подведены последние итоги прошедшего года, наступивший  2013-й обещает много лицензионных открытий и ярких премьер. Но прежде, чем взяться за работу, засучив рукава, предлагаем вам оглянуться назад и посмотреть, каким 2012-й лицензионный год останется в истории, а также узнать, каким эксперты видят светлое лицензионное будущее.

Итак, пять знаковых новостей ушедшего 2012 года:

 

1. Был запущен первый федеральный детский телеканал "Disney"

some_imgВ полдень 31 декабря 2011 года в России начал вещание новый эфирный телеканал — "Disney". Среднесуточная доля аудитории «Канала Disney» в первые четыре месяца 2012 года выросла на 20% по сравнению с цифрами ранее вещавшей на этой частоте «Семёрки». Уже в первой половине 2012 года транслировавшийся на канале сериал «Русалочка» вошел в пятерку самых рейтинговых регулярных проектов, по версии TNS.

Появление на телевизионном горизонте сильного брендового  «Канала Disney» заставило единственный на тот момент детский канал с серьезным охватом «Карусель» тщательнее относиться к подбору контента. Сегодня уже очевидно, что конкуренция двух крупных детских телеканалов сыграет на руку зрителям и поможет открыть для российских детей много нового качественного лицензионного контента.

Безусловно, открытие «Канала Disney» стало серьезным шагом вперед и в развитии лицензионного направления компании в России. С помощью эфирной поддержки «Уолт Дисней Компани СНГ»  не только продвигает свои «вечнозеленые» франшизы, но и планирует развивать лицензирование сериальных брендов:


«В следующем году мы надеемся на «вечнозеленые» франшизы, которые с каждым годом привлекают все больше зрителей и покупателей, - говорит Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор «Уолт Дисней Компани СНГ» . - Мы также ожидаем рост интереса к персонажам сериалов Канала Disney, которые после запуска эфирного вещания стали особенно любимы юными зрителями».


Тем не менее, телевидение, как проводник анимационного контента, постепенно отходит на второй план, сдавая позиции глобальной паутине. По данным TNS TV Index, телеаудитория с каждым годом все больше «стареет», а зрители младше 18 лет все чаще делают выбор  в пользу видео-ресурсов сети интернет. Сегодня нет оснований полагать, что эта тенденция останется в ушедшем 2012.  

К слову сказать, в прошлом году впервые в истории отечественного кинематографа количество просмотров сериала «Лунтик» на ресурсе YouTube.com перевалило за миллиард, а десятку самых популярных видеороликов Рунета за 2012 год на том же сервисе возглавляет российский мультфильм "Маша и Медведь: Большая стирка", который набрал 36,5 миллионов просмотров.

2. В России состоялась первая международная профессиональная выставка, посвященная лицензированию «LICENSING@RUSSIA» 2012

some_imgОчередным и довольно серьезным шагом в развитии российского рынка лицензирования стала организация в Москве первой международной отраслевой выставки. Свои стенды развернули ведущие игроки как мирового, так и отечественного рынка лицензирования. The Walt Disney Company, Dreamworks, Hasbro, Turner CN Enterprises, Warner Bros., ГК Рики, Анимаккорд и многие другие зарубежные и отечественные лицензиары рассказали о своих планах по поддержке и выводу на рынок новых брендов. У посетителей выставки появилась возможность на одной информационной площадке обсудить проблемы и тонкости работы с лицензионными товарами, обменяться опытом с участниками рынка и поучаствовать в мастер-классах ведущих представителей мировой индустрии лицензирования.

Российский рынок пока находится на том уровне развития, когда курс ликбеза его участниками уже пройден, но многие ключевые вопросы пока остаются неосвещенными.

 «Можно сказать, что лицензионный рынок прошел стадию «младенчества» и дорос до «школьного возраста», - уверен Михаил Кулешов, менеджер по маркетингу и развитию розницы лицензионного агентства ELC. - Как и ранее, далеко не все компании знают о лицензии и не понимают, что правильное использование этого инструмента может помочь вывести бизнес на более качественный уровень. Помимо этого, многие крупные игроки не анализируют и не стараются перенимать опыт западных компаний. Это во многом относится к крупному продуктовому ритейлу. Тем не менее, рынок растет и развивается. На лицензионном поле появляется все больше небольших агентств, представляющих либо небольшие отечественные бренды, либо малоизвестные западные. Но при этом лицензиары не стремятся открывать здесь прямые офисы, предпочитая пользоваться услугами партнеров, что, опять же, говорит в пользу того, что наш рынок не рассматривается западными компаниями в качестве зрелого».

Тем не менее, зарубежные участники «LICENSING@RUSSIA» в один голос заявляли, что иностранными компаниями российский рынок лицензирования на данный момент воспринимается как один из самых привлекательных в мире. И, глядя на темпы его развития, нельзя в это не поверить.


Сегодня некоторые специалисты констатируют рост рынка лицензионных товаров на 12-15% в год, управляющий директор ООО  «Маша и Медведь» Дмитрий Ловейко называет другую цифру: «Могу сказать, что по моим ощущениям, общий объем лицензионной продукции за минувший год вырос минимум на 25%».


В целом, тенденция говорит о том, что существующий сегодня объем рынка, который, по разным данным, составляет от двух до трех миллиардов долларов, через 7-10 лет может увеличиться в несколько раз. «Рынок лицензионных товаров продолжает уверенно расти, и в за прошедший год увеличился в два раза, - считает Марина Жигалова-Озкан. -  Общий объем рынка лицензирования в России (в розничных ценах) по нашей оценке приближается к 2.5 миллиардам долларов».

В условиях растущего интереса к лицензированию в целом сложно переоценить значение внутриотраслевых мероприятий, которые с каждым годом приносят все больше пользы участникам рынка, позволяя обсуждать особенности работы в непростых условиях российского рынка и совместно искать решения наболевших проблем.

3. Был проведен целый ряд исследований рынка лицензионных товаров

Сегодня российский рынок лицензирования является одним из самых сложных для анализа. И виной тому недостаток объективных исследований, отражающих текущую ситуацию. Отрывистые данные по продажам и популярности брендов, имеющиеся у каждого лицензиара и лицензионного агента, не дают возможности взглянуть на рынок целиком. В то же время, потребность участников рынка  в статистической информации  растет прямо пропорционально с лицензионной грамотностью.


«В уходящем году мы обратили внимание на то, что лицензиаты, которые  отмечают для себя необходимость приобретения лицензии, стали более избирательны, - комментирует Михаил Кулешов, менеджер по маркетингу и развитию розницы лицензионного агентства ELC . Их интересует не только состояние бренда на текущий момент времени, но и то, что с ним будет происходить в среднесрочной перспективе. Они более тщательно и основательно стали подходить к оценке своих возможностей, перед принятием решения они стремятся получить исчерпывающую информацию по различным лицензиям».


В конце мая компания Synovate Comcon обнародовала ряд данных из исследования потребительского поведения и стиля жизни детей и подростков. Методом исследования предпочтений покупателей был опрос фокус-групп детей и их родителей.

По данным исследования, 2,5 миллиона мам в городах-миллионниках купили в первом полугодии 2012 года своим детям товары с изображением любимого героя. Объем рынка лицензионных товаров в городах-миллионниках за прошедший год составил 1,3 млрд $. Самой перспективной для лицензирования является категория детей в возрасте от 4 до 6 лет, а пятерку самых покупаемых категорий, вопреки ожиданиям представителей лицензионного бизнеса, открывает одежда и обувь – 57%. Однако самые долгожданные и важные рейтинги популярности брендов не вошли в пакет обнародованных данных.

Из полностью открытых и довольно масштабных исследований можно отметить, пожалуй, только составленные на основе мониторинга розничных сетей рейтинги Вестника. Проведенное в начале августа третье ежегодное исследование представленности в рознице лицензионных брендов на канцелярском рынке стало уже традиционным. Методом исследования является подсчет количества SKU товаров под каждым брендом, представленных на полках магазинов.

Данный рейтинг является отражением синергии трех направлений – популярности бреда, лояльности розничных продавцов и силы дистрибуторской активности лицензиата. Если представленность бренда в розничных магазинах не превышает 50%, то развитие одного из этих направлений отстает от остальных и является предметом для углубленного анализа. Сбалансированное и продуманное развитие всех трех факторов обеспечивает высокую представленность бренда в торговых точках и хороший ассортимент товаров по количеству SKU.

some_img

 «Думаю, с прорывом 2012 года согласятся многие: это наша любимая Маша и медведь, - уверен  Роман Четвертков, директор по маркетингу лицензионного агентства Megalicense. - Долгие года подготовки и ярчайшее сияние множества лицензионных продуктов, появившихся на полках наших магазинов в этом году. Заслуженная победа. Приятно, что она осталась за русской студией».

Тем не менее, обозначить бренды, чья популярность только нарастает, благодаря исследованию розницы сложно. Здесь на помощь игрокам рынка приходят рейтинги телеканалов и результаты сборов полнометражных картин.


Данные собственных исследований Первого канала в конце августа 2012 года определили лидеров – наиболее популярные лицензионные сериалы, транслировавшиеся на телеканале "Каруcель":

1)Фиксики

2) Смурфики

3) Дружба – это чудо


«Лицензия Смурфики давно известна в мире, но в Россию пришла только в прошлом году, - рассказал Вестнику Андрей Зиновьев, менеджер по развитию лицензионного агентства INK. - Но пришла, следует отметить, очень успешно. Появляется все большее количество лицензиатов, лицензируется все большее количество товаров. Лицензионные партнеры, которые запустили проект в прошлом году очень довольны продажами и в спешном порядке расширяют ассортимент».

 


По сборам в прокате  в конце года уверенно лидирует "Ледниковый период-4", "Мадагаскар-3" и, конечно, "Мстители".


«Для нашей компании в этом году главным открытием стала франшиза MARVEL «Мстители», запуск которой состоялся одновременно с выходом одноименного полнометражного фильма, - комментирует Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор «Уолт Дисней Компани СНГ». - Под выход фильма мы запустили обширную лицензионную программу, которая охватила практически все категории товаров. Надо сказать, что благодаря нашим лицензиатам, которые поверили в новую франшизу, мы добились потрясающих результатов - фильм MARVEL «Мстители» стал одним из самых успешных в 2012 году, а товары по этой франшизе теперь пользуются феноменальной популярностью среди российских потребителей».

Однако на развивающемся российском рынке все большую популярность набирают и немедийные бренды, пришедшие из интернета, fashion и lifestyle бренды.


«Интернет в России, как известно, больше чем интернет, и суровые Птички-злюки (Angry Birds) именно в 2012 году начинают свой реактивный лицензионный полет, - комментирует Роман Четвертков. -  2013 год - потенциально, их год… Четверка самых востребованных брендов в 2013 году: Маша и медведь, Angry Birds, Мишка Me to you и Сочи 2014! К ним можно добавить двух потенциальных героев: Черепашки-ниндзя (не суровые, но веселые супер-герои) и Чупа-Чупс (займет ту нишу, которая до сих пор пустует – «модное для школьников»)».


«Если говорить о росте представленности товаров на рынке, то, безусловно, здесь лидер Маша и Медведь, - комментирует Роман Федотов, директор по развитию лицензионного агенства РИО Лицензия. - Хотел бы отметить успехи Смурфиков и Фиксиков. Из нашего портфеля мы можем назвать прорывом результаты по Hello Kitty».

4. В год своего столетия российская анимация была представлена на международном медиарынке MIPCOM

some_imgВозрождающаяся отечественная анимация пополняет российское лицензирование сильными локальными брендами, способными представлять Россию на мировом рынке.

Участие в MIPCOMе – крупнейшем международном медиарынке, прошедшем в Каннах, принесло российским студиям несколько  серьезных международных контрактов.   Проекты семи ведущих игроков анимационного рынка России – продюсерского центра «РИКИ», компании «Маша и медведь», кинокомпании «Мастер-фильм», продюсерской компании «Аэроплан», студий Wizart Animation, Toonbox и «Метроном фильм» – привлекли большой интерес представителей международной медиаиндустрии. В ходе мероприятия были заключены не только крупные дистрибутивные сделки, но и соглашения по и ко-продуктивной работе.

"2012 год – год 100-летия российской анимации и 75-летия студии «Союзмультфильм», поэтому в этот год к российской анимации было повышенное внимание и со стороны СМИ, и со стороны государства, - комментирует Дмитрий Ловейко. - Итоги этого внимания еще сложно оценить, но какие-то шаги для решения проблем российской анимации были предприняты, по крайней мере, о них говорили гораздо больше, чем годом раньше. 2012 год – первый год существования Ассоциации Анимационного Кино, которая возникла в декабре 2011 года, фактически появился отраслевой союз, который может говорить от имени всех анимационных студий, и это большой шаг вперед.

ААК провел как минимум два важных мероприятия, в которых мы участвовали – это совместные стенды российских анимационных студий  летом на фестивале в Анси – крупнейшем европейском анимационном фестивале, и осенью на кинорынке в Каннах (MIPCOM), что очень важно для позиционирования российской анимации на мировом рынке анимационных продуктов. Кроме того, ААК пытается решать и другие назревшие вопросы российской анимации, от кадрового дефицита до  правовой поддержки студий, и это обнадеживает.


Если говорить о тенденциях, то можно отметить то, что активно продолжают развиваться российские анимационные сериальные проекты, успех «Смешариков», «Лунтика», «Маши и Медведя» дал толчок к тому, что инвесторы стали обращать внимание на этот сегмент анимации, появились новые сериальные проекты, а те, кто уже был «на подходе», такие как «Фиксики» или «Куми-Куми», начали ротацию на ТВ и других коммуникациях".


Глядя на международное признание потенциала российской мультипликации, российские инвесторы, вероятнее всего, будут активнее вкладываться в отечественные анимационные проекты, тем самым помогая развитию локальных брендов.

5. Выставка «Мир детства» продемонстрировала существенный тренд современного рынка детских товаров – работа с лицензиями

some_imgРазнообразие лицензионных товаров, представленных на выставке, подтверждает, что с каждым годом все больше компаний выбирают связанную с лицензированием стратегию развития бизнеса.  А это значит, что рынок игрушек уверенно движется в сторону улучшения качества продаваемых товаров.

Впервые на Выставке Мир детства состоялась отраслевая конференция «Лицензирование в России». Идея конференции сводилась к представлению и обсуждению опыта практиков лицензирования -  компаний-лицензиатов. В ходе мероприятия были не только озвучены теоретические основы лицензирования, и обозначены основные тенденции современного рынка, но и разобраны реальные бизнес-кейсы с указанием цифр и анализом полученного опыта.

С лучшими цитатами мероприятия, а также с мнениями посетителей и участников вы можете ознакомиться в серии видео-репортажей Вестника.

О том, какие особенности российского рынка лицензирования выделяет Дмитрий Ловейко, управляющий директор ООО «Маша и Медведь», какие проблемы характерны только для отечественного рынка и почему профессиональные лицензионные форумы помогут решить проблему контрафакта, смотрите в первой части видео-репортажа о практической конференции «Лицензирование в России».

Готовятся к публикации еще три части видео-репортажа:

Как оценивать работу с лицензией, как интерпретировать  выводы и почему важно соблюдать лицензионные условия, по мнению Андрея Зиновьева, менеджера по развитию лицензионного агентства «ИНК», а также отзывы посетителей о Практической конференции, смотрите во второй части видео-репортажа.

Какие преимущества и недостатки есть у отечественных и зарубежных лицензий, по мнению Михаила Зыкова, директора по маркетингу и закупкам ГК «Алиса», а также, как работа с лицензиями помогла компании ОАО «Неотек» усовершенствовать технологии производства текстильной продукции, вы узнаете из третьей серии видео-репортажа о Практической конференции.

О том, почему, по мнению Дмитрия Ловейко, в России минимальной гарантией называют максимальную, и как, по мнению Александра Королева, начальника отдела закупки и маркетинга компании «Симбат Тойз», эволюционирует подход отечественных лицензиатов к работе с брендированными товарами, вы узнаете из четвертого видео из серии  «Практическая конференция. Лицензирование в России. Избранное».

 

Тенденции и прогнозы от ведущих игроков рынка

some_imgДмитрий Ловейко,управляющий директор ООО  «Маша и Медведь»:

Мне кажется, что одной из новых тенденций является то, что обозначился интерес к практике использования лицензионных брендов со стороны региональных производителей детских товаров и услуг. Лицензиатами становятся не только крупные производители федерального уровня, преимущества лицензионного выпуска продукции поняли и в регионах. Это положительно отражается на росте доли лицензионной продукции в целом, при этом, конечно, заставляет правообладателей оптимизировать свою инфраструктуру взаимодействия с лицензиатами.

Для нас главным событием 2012 года является запуск спин-офф проекта "Маша и Медведь" - "Машины сказки", который сразу полюбился не только российскими, но и зарубежными зрителями.

Прогнозы давать сложно. Мне кажется, что лидеры, безусловно, останутся лидерами, поскольку шли к этому долгое время, каждый из популярных брендов наработал себе устойчивую группу поклонников и при этом все продолжают развивать свои удачные бренды. В преддверии Олимпиады в Сочи будет всплеск интереса к олимпийской символике  - но на позициях лидеров это не должно сказаться.

some_imgРоман Федотов, директор по развитию лицензионного агенства РИО Лицензия:

Говоря о тенденциях, можно сделать два вывода. Во-первых, очень активно стали расти направления лицензирования продуктов и одежды, что прогнозировали мы и многие наши коллеги. Во вторых, по количеству брендов и игроков рынок достиг стадии насыщения. Чтобы сделать бренд успешным теперь не достаточно просто сказать, что он потенциально очень успешный и поставить его на телевизионный канал. В этом мы уже сравнялись с другими рынками.

some_imgМарина Жигалова-Озкан, генеральный директор «Уолт Дисней Компани СНГ»:

Одна из основных тенденций – это фрагментация рынка. С каждым годом в этот бизнес приходит все больше игроков, появляются новые лицензии, все больше производителей и дистрибуторов интересуются лицензионным бизнесом, что, в общем, позитивно сказывается на общей динамике.

Конечно же, мы продолжим развивать лицензирование товаров под брендами Disney и MARVEL. Уже сейчас мы подписываем контракты по созданию различных товаров с персонажами нового фильма Disney/Pixar «Университет Монстров» (приквел фильма «Корпорация Монстров»), художественного фильма «Оз Великий и Ужасный» и нового блокбастера-вестерна «Одинокий рейнджер» от потрясающе талантливой команды кинематографистов, подарившей миру сагу «Пиратов Карибского моря». Также в следующем году на широкие экраны выйдет анимационный фильм Disney «Самолёты», который, в буквальном смысле, до небес поможет нам расширить вселенную популярной франшизы «Тачки».

Роман Четвертков, директор по маркетингу лицензионного агентства Megalicense.:

 Пока еще рынок позволяет игнорировать возможности, предлагаемые лицензионными агентами или правообладателями, но и это время скоро уйдет, как ушли и фееричные 90-е. К середине 10х годов нового века уже не останется сколько-нибудь успешных компаний, не учитывающих лицензирование в своих бизнес процессах. Многие сделают ставку на противление, на развитие своих брендов и персонажей, единицам это удастся, остальные же, научившись на своих ошибках, как это принято в России, изменят свое отношение к лицензированию.

Тенденцию же, которая появилась сейчас, но проявиться в следующем году, можно выразить так: профит от работы с этим множеством новых лицензий получат те компании, которые подготовят и выпустят товар к старту их трансляции на ТВ. Фрагментированный или спринтерский лицензионный рынок предполагает быструю реакцию лицензиатов. Кто первый, того и барыши!

Михаил Кулешов, менеджер по маркетингу и развитию розницы лицензионного агентства ELC:

Российский рынок в целом, а лицензионный в частности, достаточно специфичен. Широкая география, отсталость некоторых отраслей производства, а также ментальность соотечественников играют в этом существенную роль.

В целом, 2012 год прошел для нас положительно. Из ключевых моментов следует отметить расширение нашего портфеля – в октябре наша компания стала представлять киностудию «20 Век Фокс». Безусловно, такие бренды компании, как «Ледниковый период», «Рио», «Симпсоны» являются очень популярными и востребованными на рынке. Большие ожидания мы также связываем и с новым контентом, который выйдет на широкие экраны в мае 2013 года – мультфильмом «Эпик», созданным на той же студии, что и «Ледниковый период» и «Рио». В 2013 году планируется отрисовка новых серий с Томом и Джерри, которые будут представлены в 2014 году. С нетерпением ждем их. Уверены, что это будет что-то особенное.

Востребованность классических брендов не будет претерпевать изменений. «Бен 10» будет так же успешен в 2013 году. Из фильмовых лицензий WB стоит отметить Супермена и «Хоббита». «Человек из стали», новый фильм о Супермене, стартует в кинотеатрах в июне 2013 года. Это будет беспрецедентный по своему масштабу и спецэффектам блокбастер. Уже сейчас эта лицензия востребована на рынке, ведь запуск продукции непосредственно перед релизом фильма коммерчески обоснован.

Помимо этого, нельзя не упомянуть и спортивные лицензии. В 2014 году в Бразилии стартует Чемпионат мира по футболу, поэтому использование на продукции символики и имиджей игроков ведущих футбольных клубов Старого света приобретает дополнительную актуальность.

Интервью и аналитика