С 14 по 16 марта в выставочном комплексе Крокус-Экспо впервые в России состоялись международная профессиональная выставка и конференция, посвященная лицензированию «LICENSING@RUSSIA». Свои стенды развернули ведущие игроки как мирового, так и отечественного рынка лицензирования. Посетители могли ознакомиться с предложениями таких лицензионных агентств как Plus Licens, European Licensing Company, Rio Licensing, All Media, Megalicense и Icon Promotion.

Деловая программа выставки состояла из презентаций брендов, семинаров с представлением новейших планов ведущих мировых лицензиаров, таких как The Walt Disney Company, Dreamworks, Hasbro, Turner CN Enterprises, Warner Bros. и других. Для всех посетителей «LICENSING@RUSSIA» информационный спонсор выставки Международная Ассоциация Участников Лицензионной Индустрии (LIMA) организовала семинары и мастер-классы ведущих представителей мировой индустрии лицензирования.

Третий день мероприятия был полностью посвящен России. При поддержке Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) состоялся Шестой лицензионный форум, который в этом году благодаря участию LIMA приобрел статус международного. В форуме приняли участие представители телеканалов Карусель и СТС, генеральный директор киностудии «Союзмультфильм» Николай Маковский, генеральный продюсер ГК «Рики» Илья Попов, генеральный директор студии «Анимаккорд» Дмитрий Ловейко, генеральный директор лицензионного агентства «Megalicense» Захар Назаренко, директор по развитию лицензионного агентства «Rio Licensing» Роман Федотов и другие представители российского рынка лицензирования. Собравшиеся обсудили проблемы и перспективы развития отрасли и оценили презентации отечественных анимационных студий. Пожалуй, никогда еще международные и российские бренды не были представлены на одном уровне.

 

Экспозиция «LICENSING@RUSSIA» состояла из десяти стендов, представляющих в основном продукты зарубежных лицензиаров и ассортимент отечественных и зарубежных лицензионных агентств. В рамках выставки участникам представилась возможность лично пообщаться со многими потенциальными лицензиатами. Время проведения мероприятия было выбрано не случайно. В соседних павильонах проходили Международные выставки товаров для детей «Детство – 2012», канцелярских и офисных товаров – «Скрепка Экспо». Такое соседство позволило повысить посещаемость и продуктивность выставки.

«Начинать новый бизнес на новой территории всегда тяжело. – говорит Дэни Саймон, один из известнейших специалистов в области лицензирования, лектор LIMA. — Честно признаться, мы поражены количеством людей, которых мы увидели здесь».

«У нас не было вообще никаких ожиданий. Мы знали, что выставка проводится впервые, и не рассчитывали увидеть здесь такое количество посетителей, потенциальных клиентов и людей, интересующихся лицензированием, — говорит Мария Воробьева, менеджер категорий «продукты питания, канцтовары и косметика» лицензионного агентства Pius Licens. — Я считаю, что мероприятие оправдало себя на 200 процентов».

Университет LIMA в Москве

Официальный организатор выставки – Международная Ассоциация Участников Лицензионной Индустрии (LIMA) – пригласила в Москву в качестве лекторов основателей лицензионного направления в бизнесе. На три дня площадка выставки «LICENSING@RUSSIA», по сути, стала филиалом «Лицензионного Университета LIMA». Все желающие могли посетить тематические семинары, узнать больше об основах лицензирования, тонкостях работы с лицензией, ознакомиться с успешным опытом зарубежных специалистов и задать вопросы авторитетным экспертам.

Денни Саймон, Ли Энн Бродски, Вильям КрнякПо словам специалистов LIMA, лицензионный рынок США сегодня составляет 140 млрд. долларов, объем российского колеблется между  2-3 млрд. долларов. Эксперты уверены, что отечественный лицензионный бизнес будет продолжать развиваться. Все зарубежные специалисты сошлись во мнении, что Российский рынок лицензирования на данный момент является одним из самых привлекательных в мире. Как заявила в интервью «Вестнику лицензионного рынка» Ли Энн Бродски, (член Зала Славы LIMA, одна из самых известных личностей в лицензионном сообществе, работавшая с такими брендами как «Снуппи» и «Губка Боб»): «От лица всей лицензионной отрасли, я должна сказать, что все мы очень многого ожидаем от развития лицензирования на российском рынке. Представители лицензиаров с нетерпением ждут открытия такого крупного рынка, каковым является Россия. Мы видим в России огромный интерес к лицензированию, и проявляется он как со стороны производителей, так и со стороны потребителей товара. Такого живого интереса к лицензированию, пожалуй, сейчас не встретишь ни в одной другой стране мира».

Российские эксперты – участвовавшие в выставке пионеры отечественного лицензирования – не считают рынок закрытым. Они убеждены в том, что российских предпринимателей на данном этапе развития лицензионного бизнеса интересуют уже не основы лецинзионной работы, а новые практики и возможности, появляющиеся в мировой индустрии. Многие крупные российские компании давно имеют в своих портфелях лицензионные бренды. «Мы прошли стадию, когда надо было говорить о преимуществах лицензирования. Сейчас большинство участников рынка уже знают, что такое лицензирование, а объема товара, находящегося в цивилизованных розничных сетях, более чем достаточно для того, чтобы уверенно говорить о сформировавшемся в России рынке лицензирования», – говорит генеральный продюсер ГК «Рики» Илья Попов.

Надо отметить, что мировое лицензионное сообщество рассматривает Россию не только как благодатный рынок для развития иностранных брендов, но и как перспективного поставщика успешных марок на мировой рынок. В интервью корреспонденту «Вестника» Дэни Саймон сообщил: «В России есть масса брендов, которые могут продвигаться на мировом рынке. К российскому рынку нужно подходить творчески, смотреть на него свежим взглядом. Самое главное для успешности и лицензиара, и лицензиата – это способность быть креативным. Для российского рынка это верно вдвойне».

Один из организаторов выставки, Вильям Крняк, официальный представитель LIMA в «Новой Европе», уверяет, что ассоциация продолжит организовывать образовательные сессии и в следующем году. По мнению Крняка, в ходе подобных мероприятий у России появляется возможность перенимать опыт у передовых международных лицензионных агентств на примере успешной практики этой отрасли и адаптировать к особенностям своего рынка. «До настоящего времени Россия еще не знала, какую большую ценность представляет индустрия лицензирования, какие она сулит большие возможности в материальном плане и в плане общего развития. Если быть честным, разница между Микки Маусом и Чебурашкой состоит только в том, что у Микки Мауса есть инструмент, которым он защищен, в виде лицензирования, а у Чебурашки пока нет. Конечно, я выражаюсь образно».

Обмен мнениями

Выставка оказалась полезна не только обычным для таких мероприятий обилием контактов и новинок. Состоявшиеся в рамках выставки сессии и мастер-классы обнаружили разницу взглядов на российский рынок иностранных и отечественных экспертов, что подтверждает важность и необходимость постоянного общения и обмена мнениями. В ходе тренингов со специалистами LIMA российские лицензиаты интересовались тонкостями выбора правильной франшизы и опытом решения общих для всех мировых лицензионных рынков проблем.

Кстати, основной проблемой отечественной индустрии лицензирования и специалисты, и лицензиаты считают пиратство. Однако, по мнению зарубежных экспертов, пиратство развивается прямо пропорционально развитию рынка лицензирования и основной наплыв контрафактной продукции нашей стране только предстоит. Наиболее эффективным способом борьбы с пиратством, по мнению Ли Энн Бродски, является «моментальное реагирование и выпуск лицензионной продукции». «Именно в тот момент, когда продукт созрел, и люди хотят его купить, но не имеют возможности – появляются пираты» – считает эксперт. Отечественные же  лицензиаты предпочитают оставлять борьбу с пиратством уполномоченным государственным структурам и лицензионным агентствам.

«Основными способами борьбы с контрафактной продукцией является регистрирование и информирование», – считает Юлия Рыбакова, руководитель российского представительства ELC, одного из ведущих лицензионных агентств в Центральной и Восточной Европе. «Мы обязуем наших партнеров регистрировать торговую марку и свою продукцию в Роспатенте, – рассказывает Рыбакова о мерах, предпринимаемых лицензионным агентством ELC. -  Мы тесно сотрудничаем с таможней, которая периодически выявляет случаи контрафакта, просим всех розничных игроков проверять наличие лицензионных договоров у компаний, поставляющих лицензионную продукцию, а также на регулярной основе принимаем участие в различных тематических конференциях, семинарах и выставках».

Другой вид пиратства, так называемое, роялти-пиратство, свойственное в некоторых случаях российским компаниям, оказалось знакомым иностранным экспертам явлением. Закрытость внутренней отчетности компаний и часто невозможность внешнего аудита действительных продаж явно не добавляет позитивного имиджа современному отечественному рынку лицензирования. В таком случае вся ответственность по выбору надежного лицензиата ложится на агентства. «Конечно же, лучше когда продажей прав на интеллектуальную собственность занимается сам правообладатель, – говорит Дэни Саймон, создатель лицензионных программ для фильмов «Терминатор 2» и «Рэмбо», специалист с более чем 30-летним стажем работы в лицензировании. – Но чаще всего выбор лицензиата лучше поручить специалистам – лицензионным агентам, знающим особенности рынка».

«Бороться с роялти-пиратством в России, безусловно, нужно, – считает Роман Федотов, директор по развитию лицензионного агентства Rio Licensing. – Способов для этого придумано множество. Это и голограммы на товарах, и записанное в договоре право лицензиара или его представителя заниматься аудитом. Но самый лучший способ избежать роялти-пиратства это правильно и тщательно выбирать партнеров-лицензиатов, не продавать права на интеллектуальную собственность компаниям, в честности которых у вас есть хоть малейшее сомнение».

В ходе дискуссий с преподавателями LIMA выяснялись и основные заблуждения отечественных производителей и реселлеров. Например, некоторые считают, что работа с лицензиями брендов, не имеющих медийной поддержки в виде популярных художественных или анимационных фильмов, приносит меньшую прибыль лицензиатам. По данным исследований, примерно половина всего американского рынка лицензирования приходится именно на лицензирование персонажей. Казалось бы, имеющие медийную поддержку бренды должны лучше продаваться. Это так, но не всегда. «Насколько хорошо чувствуют себя бренды на рынке – зависит от их ключевых ценностей и характера брендов. Именно этот фактор имеет наибольшее значение для потребителя и именно на это должен обращать внимание лицензиат. – Считает Ли Энн Бродски. – Например, Симпсоны – веселые, у них легкое отношение к жизни. А вот Angry Birds стали популярными, даже несмотря на то, что у них не было массовой медийной поддержки. Или Hello Kitty – бренд, не имеющий медийной основы, но все же привлекающий своим видом и ставший безумно популярным в мире».

Общение профессионалов отрасли, отличную платформу для которого дала выставка, помогло всем участникам отечественного и зарубежного рынка, планирующим продолжать работу в России, прийти к пониманию реального состояния дел в лицензионном бизнесе. Отечественный лицензионный рынок уже сформирован и работу на нем необходимо правильно организовывать и тщательно продумывать, считают российские специалисты. «Россия, действительно, сейчас в фокусе,- подвел итог Захар Назаренко, генеральный директор лицензионного агентства «Megalicense». – Все мировые лицензиары хотят выйти на российский рынок. Все считают, что Россия – это быстро растущий рынок, некий такой Клондайк. Можно прийти и заработать сразу много денег. Но это совсем не так. В России надо работать».

Грег Баттерсбери, Денни Саймон, Чарльз Риотто, Ли Энн Бродски

Впрочем, нельзя сказать, что зарубежные лицензиары настроены на легкую победу на российском рынке. Представленные в ходе выставки презентации ближайших планов компаний-лицензиаров, скорее, говорят об обратном. Все франшизы тщательно подобраны, разработаны четкие стратегии продвижения с учетом многих особенностей отечественных медиа-каналов. Не последнюю роль, разумеется, сыграли представляющие их интересы и знающие рынок лицензионные агентства. Российские производители медиа-франшиз также не собираются сдавать позиции. Не может не радовать рост количества новых отечественных брендов и укрепление позиций старых. Похоже, российские лицензиары с каждым днем чувствуют себя все увереннее, разрабатывая особые подходы к непростому российскому потребителю.

Уважаемые читатели, «Вестник лицензионного рынка» планирует серию публикаций, посвященную планам компаний-лицензиаров, которые были представлены на выставке  «LICENSING@RUSSIA». Из материалов вы узнаете, кто представляет интересы Angry Birds в России, как компания Hasbro планирует повысить популярность бренда «My Little Pony», чем в следующем году порадует российских зрителей DreamWorks, каким будет новый отечественный мультсериал по мотивам повестей Кира Булычева и как «Анимаккорд» планирует добиться любви западных зрителей и многое другое. Следите за обновлениями.