Правообладатели заинтересованы в создании популярного бренда, а производители – в его использовании. Возникает вопрос: как начать использование бренда? Если производитель будет выпускать и распространять его, не спрашивая у лицензиара соответствующего разрешения, то он рискует и может быть привлечен к ответственности за нарушение интеллектуальных прав. Мера ответственности никогда не оправдывает риски.
Самый распространенный способ получения права на использование бренда – заключение лицензионного договора, в котором стороны должны согласовать ряд существенных условий.
1. Вид лицензионного договора: будет это исключительная либо не исключительная лицензия. Основные преимущества первой: в течение срока действия договора лицензиар не может использовать сам, а также передавать третьим лицам право использования бренда в том объеме, в котором такое право предоставлено производителю. Кроме того, при заключении данного вида договора производитель может от своего имени вести защиту от контрафакта в товарной категории, предоставленной ему по лицензии.
2. Перечень объектов интеллектуальной собственности.
Производитель вправе использовать только те объекты, которые прямо указаны в лицензионном договоре. Если предоставляется право использования товарных знаков либо объектов патентных прав, то в договоре указываются их регистрационные номера, в отношении товарных знаков – классы товаров и услуг. Важно отметить, что производителю на этапе включения в договор конкретного перечня объектов интеллектуальной собственности необходимо получить от правообладателя и детально изучить правоустанавливающие документы — действительно ли права на бренд принадлежат лицензиару, не истек ли срок их действия, не аннулировано ли право.
3. Способы использования бренда.
Производителю следует определить полный перечень необходимых ему способов использования бренда, поскольку те из них, которые прямо не указаны в лицензионном договоре, считаются не предоставленными производителю.
4. Территория использования бренда.
Действующее законодательство содержит оговорку: если территория, на которой допускается использование бренда, в договоре не указана, производитель вправе использовать бренд на всей территории Российской Федерации.
5. Срок использования бренда.
Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на бренд. Если срок исключительного права истек до истечения срока лицензионного договора, такой договор прекращает свое действие досрочно. Однако, если в течение срока действия лицензионного договора правообладатель передал права на бренд иному лицу и перестал быть таковым, законом предусмотрены гарантии для производителя, которые выражаются в том, что такая передача прав не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.
Сторонам необходимо определиться, на какое время будет предоставлено право на использование бренда. При производстве товаров очень важно согласовать, будет ли установлен срок для допродажи продукции, изготовленной, но не реализованной в пределах срока лицензионного договора. Если срок допродажи установлен не будет, с момент окончания срока лицензионного договора производитель не вправе осуществлять продажу складских остатков продукции, хоть они и были произведены в пределах срока договора.
Действующее законодательство также содержит оговорку в части срока лицензионного договора: если срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.
6. Вознаграждение.
На практике применяют три модели расчета вознаграждения правообладателя: фиксированное вознаграждение (паушальный взнос), которое выплачивается правообладателю за сам факт предоставления права на использование бренда; процентные отчисления (роялти) от дохода, полученного производителем в результате использования бренда; комбинированная модель расчета вознаграждения, предусматривающая как фиксированные выплаты, так и процентные отчисления от дохода.
7. Необходимость государственной регистрации.
Лицензионные договоры, предоставляющие право использования товарных знаков и объектов патентных прав, подлежат обязательной государственной регистрации. Она осуществляется путем подачи соответствующего заявления и оплаты государственной пошлины, в связи с чем в лицензионном договоре необходимо оговорить, кто совершает данные действия и несет соответствующие расходы. В случае предоставления по лицензионному договору объектов авторского права, государственная регистрация такого договора не требуется.
Специалисты нашей компании всегда готовы проконсультировать по вопросам, связанным с заключением лицензионных договоров, а также осуществить их правовой анализ.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954
erid: LjN8K7zZd
Фото: unsplash.com, автор Scott Graham