r_arrow

Товарный знак: что это и зачем он нужен в бизнесе

23 августа 2023 г. 12:49
img

В этой статье рассказываем о разновидностях товарных знаков и их функциях, преимуществах, которые дает лицензиару регистрация этого объекта интеллектуальной собственности, а также о значении товарного знака в развитии бизнеса.

Согласно определению, данному в ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации, «Товарный знак (знак обслуживания) – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг».

Иными словами, товарный знак – это обозначение, которое позволяет отличать товары и услуги одних производителей от товаров и услуг их конкурентов. По сути, визитная карточка товара (его лицо). Она выполняет не только отличительную, но и рекламную функцию (во многих случаях товарный знак позволяет индивидуализировать товар или услуги и служит надежным маркетинговым инструментом, оказывающим существенное влияние на их успешное продвижение на рынке), а также ряд других, среди них – гарантия качества (товарные знаки с хорошей репутацией и высоким уровнем доверия являются ориентиром для потребителя при выборе продукции интересующего его качества).  

С 29 июня 2023 года обладателем исключительного права на товарный знак могут быть помимо юридических лиц также и физлица без статуса индивидуального предпринимателя, в том числе так называемые самозанятые (пекари, мастера и т.д.).

Для многих компаний товарный знак является одним из наиболее ценных активов, и любое его незаконное использование причиняет значительный ущерб правообладателю и его репутации, а также способно привести к смешению на рынке, в результате чего потребитель будет введен в заблуждение относительно источника происхождения товара. Стоимость известных товарных знаков со временем может превышать стоимость всего бизнеса правообладателя и вносить существенный вклад в капитализацию компании.

В бизнесе товарный знак не отвлеченное понятие, а инструмент для успешного развития. Чтобы товарный знак эффективно «работал», он должен быть защищен, то есть необходимо его зарегистрировать и получить свидетельство о регистрации (охранный документ), которое удостоверяет исключительное право на товарный знак. Такой документ после прохождения экспертизы выдает Роспатент.

После получения свидетельства правообладатель, помимо использования товарного знака любым незапрещенным законом способом, имеет право:

– запрещать иным лицам использовать не только свой товарный знак, но и обозначения, сходные с ним до степени смешения для товаров и услуг, которые могут быть признаны однородными тем, что указаны в свидетельстве о регистрации;

– разрешать иным лицам использовать товарный знак в отношении всех или части товаров и услуг, указанных в свидетельстве, на определенных условиях (по лицензионному договору или в рамках договора коммерческой концессии);

– передать право на товарный знак иному лицу (по договору отчуждения);

– иным образом распоряжаться исключительным правом на товарный знак (например, залог исключительного права, внесение исключительного права на товарный знак в уставной капитал предприятия);

– запрещать незаконный ввоз товаров, сопровождаемых сходным до степени смешения обозначением, посредством таможенного контроля при условии внесения своего товарного знака в ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности), что обеспечит выявление контрафактных товаров и информирование правообладателя о нарушении.

Товарный знак может быть зарегистрирован в том случае, если он удовлетворяет критериям охраноспособности. Кроме того, товарный знак должен эффективно выполнять свою основную функцию – «отличать ваши товары и услуги» от однородных (то есть близких по своему назначению и природе) товаров и услуг конкурентов.

Часто можно услышать или прочитать, что фирма использует свой логотип. В определениях, представленных в Интернете, логотип – это графический знак, эмблема или символ. Такое определение не корректно, так как в переводе с древнегреческого λόγος —слово, а τύπος — отпечаток, то есть отпечаток слова. Такое понятие может относиться к словесным знакам (например, ХОТФИКС), но существуют и иные виды.

Например, изобразительные:

Или комбинированные – состоящие из словесной и изобразительной частей.

Это наиболее часто используемые виды товарных знаков.

Но существуют и объемные товарные знаки, которые, как правило, представляют собой форму товара или упаковки.

А также цветовые товарные знаки (представляющие собой цвет или сочетание цветов): 

Существуют позиционные товарные знаки (они содержат указание на конкретное место применения на товаре) и голограммы:

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы звук, сочетание звуков, запах, движущиеся обозначения. Но такие виды пока встречаются нечасто.

Перечень видов товарных знаков не является исчерпывающим, так как с развитием техники будут появляться и иные виды товарных знаков.

В любом случае, для удачной работы этого бизнес-инструмента товарный знак должен быть оригинальным и обладать сильной различительной способностью.

В противном случае товарный знак:

– не будет эффективно и успешно выделять товары/услуги конкретного лица на рынке таких же товаров/услуг;

– будет проблематично защитить права на него от посягательств третьих лиц.

Специалисты в области интеллектуальной собственности, в особенности патентные поверенные, оказывают профессиональную помощь в выборе товарного знака с учетом желаемого и рекомендуемого объема правовой охраны и оценке его охраноспособности.

Надо учесть и то, что действие регистрации товарного знака, полученной в одной из стран, не распространяется на другие государства. Например, регистрация товарного знака, полученная в Грузии, не действует в России, и наоборот. Иными словами, если вы собираетесь расширять свой бизнес и работать за рубежом, заранее озаботьтесь вопросом получения охраны товарного знака в тех странах, где будут производиться/реализовываться товары или оказываться услуги.

Кроме того, регистрация товарного знака осуществляется в привязке к конкретным товарам и услугам, а не вообще для любых их видов, что в итоге и определяет объем охраны. При этом специалист может посоветовать, какой объем охраны является оптимальным для обеспечения надежной защиты.

Работа с товарным знаком не заканчивается после его регистрации, так как правовая охрана товарного знака может досрочно прекратиться в том случае, если он не используется или используется недолжным образом. В России правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена по истечении любых трех лет с даты регистрации товарного знака (не даты подачи) по заявлению заинтересованного лица.

Надлежащим использованием товарного знака признается:

– использование в том виде, в каком товарный знак зарегистрирован (использоваться должны все элементы, включенные в товарный знак, каждый из них – в том же графическом исполнении, цвете, при том же их взаимном расположении, размерном соотношении) или с незначительными изменениями, не меняющими существа знака;

– использование в отношении тех товаров и услуг, которые указаны в свидетельстве о регистрации;

– использование надлежащим лицом (правообладателем, его лицензиатом либо иным лицом под контролем правообладателя).

При использовании товарного знака с существенными изменениями правообладатель может лишиться регистрации.

Например, регистрация товарного знака АФИША.RU прекратила свое действие, так как правообладатель в действительности использовал обозначение «afisha.ru» и производные от него. Факт использования обозначения «afisha.ru», выполненного буквами английского алфавита, не был признан в качестве доказательства использования зарегистрированного товарного знака АФИША.RU, поскольку выполнение доминирующего элемента «АФИША» буквами иного алфавита, в том числе с соблюдением правил транслитерации, приводит к иному восприятию обозначения.

В данной статье рассмотрена лишь малая (вводная) часть вопросов, относящихся к работе такого бизнес-инструмента, как товарный знак. Эффективность его работы во многом зависит от правильного выбора обозначения и определения оптимального объема охраны. Эти и многие другие задачи эффективно решают специалисты в области защиты интеллектуальной собственности.

Людмила Серова,

партнер, патентный поверенный РФ

(«Городисский и Партнеры», Москва)

Реклама. ООО «Юридическая фирма Городисский и Партнеры»

ИНН 7702195561

erid: LjN8KWX3Z

Фото: freepik.com, автор rawpixel.com

Интервью и аналитика
9 октября 2024 г. 15:44