r_arrow

Топ-5 вопросов про интеллектуальную собственность

12 июля 2023 г. 10:42
img

Какие существуют объекты интеллектуальной собственности?

Права на объекты интеллектуальной собственности, которые возникают в результате творческой деятельности, подразделяются на несколько видов и относятся к объектам авторского, смежного, патентного права, права на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секрет производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Последний вид включает товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и наименования мест происхождения товара.

Что является нарушением интеллектуальных прав?

Использование объекта интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя. В юридической практике товары, изготовленные с нарушением интеллектуальных прав, признаются судом контрафактными. Например, нанесение на товар изображений известных героев мультфильмов или товарных знаков без заключения договора с правообладателем соответствующих объектов.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение интеллектуальных прав?

Нормами действующего законодательства предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность. При этом за один и тот же факт нарушения одновременно нельзя применить административную и уголовную ответственность, но можно – административную и гражданскую, уголовную и гражданскую.

Административная ответственность предусматривает выплату штрафа от 1500 до 200 000 рублей либо в размере двух-, трех- или пятикратной стоимости контрафактной продукции с конфискацией не только самих товаров, но и производственного оборудования, а также иных орудий совершения административного правонарушения. Сумма штрафа также может быть рассчитана в размере от 1/100 до 15/100 размера выручки от реализации товара/услуг с незаконным использованием объекта интеллектуальной собственности.

Уголовная ответственность предусматривает выплату штрафа до 1 000 000 рублей, принудительные работы или лишение свободы до шести лет. 100 000 - 300 000 рублей;

Гражданская ответственность предусматривает три возможных варианта расчета суммы истребуемой компенсации:

  1. от 10 000 до 5 000 000 рублей;
  2. в двукратном размере стоимости нелегальных носителей, в которых воплощен объект интеллектуальной собственности;
  3. в двукратном размере стоимости права использования объектов интеллектуальной собственности в сравнимых условиях.

Как реализуется на практике защита интеллектуальных прав?

С целью пресечения фактов ввоза контрафактной продукции из других стран, правообладатели активно взаимодействуют с таможенными органами. На территории РФ действует Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Любой правообладатель может в установленном законом порядке направить заявление на внесение принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности в указанный реестр, что позволяет сотрудникам таможенных органов более оперативно и эффективно выявлять факты нарушений. 

С контрафактом, который уже имеется на территории РФ, правообладатели чаще всего борются с помощью гражданско-правовых методов. Выявив факты правонарушений, осуществляется самостоятельная фиксация, например, съемка на видео факта продажи контрафактного товара, после чего, на основании собранных доказательств правообладатель обращается к нарушителю с требованием о прекращении допущенного нарушения и выплате компенсации. 

Активное развитие интернет-торговли и маркетплейсов повлекло увеличение фактов продажи контрафактных товаров на них. В отношении подобных нарушений также выработана практика пресечения в гражданско-правовом порядке. 

В чем состоит необходимость лицензионного договора и какие его условия являются существенными?

Прежде чем начать использовать при производстве товаров и услуг бренд, принадлежащий иному лицу, необходимо получить у правообладателя разрешение. Производство и распространение объектов интеллектуальной собственности без соответствующего права влечет установленную законом ответственность, которая ощутима для нарушителя и не оправдывает риски. Формально право на использование бренда предоставляется лицензиаром путем заключения лицензионных договоров. Это самый распространенный на практике способ, при котором лицензиар продолжает владеть брендом, а лицензиат получает право использовать бренд в определенных, предусмотренных договором, пределах и за полученное право выплачивает лицензиару вознаграждение.

Перед заключением лицензионного договора стоит обсудить следующие важные условия:

  • вид предоставленной лицензии;
  • предмет договора;
  • способы использования бренда;
  • территория использования бренда;
  • срок использования бренда;
  • финансовые условия использования бренда.

Долинина Яна,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

erid: LjN8KEAv4

Фото: freepik.com/Freepik

Юридическая практика