r_arrow

Интеллектуальная собственность в бизнесе: что необходимо знать стартапу

21 июня 2023 г. 12:47
img
Начинающие предприниматели не всегда задумываются о важности оформления прав на интеллектуальную собственность, поскольку относят эти вопросы скорее к сфере искусства. Вместе с тем необходимость защиты прав на ИС существует в совершенно разных отраслях и на разных этапах деятельности – начиная с регистрации предприятия и создания логотипа.

О том, с чего должна начинаться предпринимательская деятельность в части оформления прав на интеллектуальную собственность, каких ошибок нужно избегать, как успешно оформить права на ИС, а также о том, какие риски существуют при несвоевременной защите интеллектуальных прав, «Вестник» поговорил с Георгием Давидьяном, исполнительным директором юридической компании «Медиа-НН».

– Георгий, здравствуйте! Исходя из Вашего опыта, какое отношение сложилось у предпринимателей к вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью?

– Наша компания уже 17-ый год занимается оказанием юридических услуг в сфере интеллектуальной собственности. На наших глазах происходило становление и развитие правоотношений в данной области в современном их понимании.

Говоря о правообладателях, стоит отметить, что мы сотрудничаем как с молодыми проектами, так и с компаниями, бренды которых успешно зарекомендовали себя на рынке и представлены десятки лет. Исходя из нашей практики, наблюдается разное отношение предпринимателей к вопросам интеллектуальной собственности.


Как правило, стартапы в начале своей деятельности не всегда заботятся о юридических аспектах оформления и защиты интеллектуальной собственности. Непривычность юридических конструкций такой разновидности имущества для лиц, не обладающих специальными познаниями в данной области, и неосязаемость объектов интеллектуальной собственности – основные причины, по которым предприниматели часто не задумываются ни об оформлении прав, ни о последствиях использования чужой интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя.


Но все приходит с опытом. Достаточно много обращений к нашим специалистам поступает уже на этапе возникшей проблемы, и в данном случае мы стараемся найти возможности исправить ситуацию. В последние годы мы видим рост осознания предпринимателями необходимости оформления прав на создаваемые ими результаты творческого труда. Данная тенденция подтверждается статистикой Роспатента, которая говорит об увеличении количества подаваемых на регистрацию товарных знаков и объектов патентного права.

– В каких областях предпринимательской деятельности могут возникнуть объекты интеллектуальной собственности?

– В обыденной жизни, когда речь заходит об интеллектуальной собственности, многим в голову приходит в первую очередь сфера искусства: картины, кино, музыка, литература. Но в действительности перечень отраслей предпринимательства, в которых интеллектуальная собственность может возникнуть, гораздо шире: это тяжелая и легкая промышленность, медицина, сельское хозяйство. Интеллектуальная собственность активно используется в сфере услуг, например, в туризме, в кулинарии, образовании. В связи с этим мы настоятельно рекомендуем предпринимателям, вне зависимости от осваиваемой ими сферы, оформлять в качестве объектов интеллектуальной собственности результаты творческого труда.

– Какие объекты интеллектуальной собственности сопровождают начало осуществления предпринимательской деятельности?

– Началу предпринимательской деятельности предшествует процесс регистрации в налоговых органах. Название юридического лица, указываемое при его регистрации, является объектом интеллектуальной собственности – фирменным наименованием. В случае, если иные лица зарегистрируют юридическое лицо с тем же названием и в отношении тех же видов деятельности, у лица с более ранней датой регистрации есть все основания требовать изменения наименования юрлица, зарегистрированного позже.

Предприниматели практически всегда используют в своей деятельности логотип, индивидуализирующий его продукцию или услуги. Данный логотип может быть как объектом авторского права, так и товарным знаком.                                               

Если предприниматель для ведения своей деятельности создает сайт, то у него возникают права на дизайн этого сайта как объект интеллектуальной собственности.


Зачастую оборудование, используемое при производстве товаров, изготавливается или дорабатывается под конкретные потребности, в результате чего также возникает интеллектуальная собственность, которую оформляют в качестве объекта патентного права (изобретения или полезной модели). Для ведения работы может быть разработано специальное программное обеспечение, которое также является охраняемым объектом.


Ну и конечно сам продукт, его упаковка или оказываемая услуга могут содержать в себе интеллектуальную собственность.

– Вы можете назвать основные ошибки, связанные с интеллектуальной собственностью, которые чаще всего допускают предприниматели в своей деятельности?

– В силу специфики нашей работы у нас есть возможность оценить предпринимателей на предмет грамотного использования интеллектуальной собственности. Многие допускают одни и те же ошибки.

1. Отсутствие оформленных прав на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности. К сожалению, это наиболее распространенная ошибка, при которой предприниматель, который создал уникальный дизайн или технологию, использует их в своей деятельности, документально никак не оформил свои права, в связи с чем не может подтвердить право собственности.

2. Не проводится предварительная проверка на предмет возможного нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие иным лицам. Зачастую предприниматель презентует товар в качестве собственной уникальной разработки, однако данный товар ассоциируется с продукцией иных производителей, которая уже давно присутствует на рынке и всем известна. В ситуациях, когда сходство выражается в использовании охраняемых объектов интеллектуальной собственности, правообладатель может предъявить требования о прекращении дальнейшего использования принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности, изъятии из оборота уже изготовленной продукции и привлечения лица, нарушившего его права, к установленной законом ответственности. Чтобы избежать указанных рисков, необходимо на этапе, предшествующем изготовлению продукта, провести проверку на предмет наличия в нем сходства с чужими объектами интеллектуальной собственности.

3. Неэффективное использование объектов интеллектуальной собственности по лицензии. Практика использования производителями товаров и услуг брендов, принадлежащих иным лицам, с каждым годом набирает обороты. Основным способом получения прав на такое использование является заключение лицензионного договора, который в преимущественном большинстве случаев является возмездным и предполагает выплату вознаграждения правообладателю. Важно, чтобы лицензируемый бренд эффективно работал на производителя. Однако на практике лицензиаты допускают ошибки, которые выражаются в отсутствии симбиоза между лицензируемым брендом и изготавливаемой продукцией, неграмотно разработанном дизайне и неэффективных маркетинговых мероприятиях.

– Как успешно оформить права на объекты интеллектуальной собственности?

– В оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности важны своевременность и профессионализм.

Своевременность означает, что необходимо сначала оформить права на объект интеллектуальной собственности, и только после этого доводить информацию о товарах и услугах, в которых она воплощена, до третьих лиц – размещать в сети интернет, рекламировать, продавать.

Под профессионализмом следует понимать составление документов с учетом всех деталей и возможных нюансов, а также предварительный анализ перспектив регистрации того или иного объекта интеллектуальной собственности. Это увеличит шансы на регистрацию и поможет исключить в последующем риски лишиться прав на объект.

– Какие риски есть в случае несвоевременного оформления прав на интеллектуальную собственность?

– Во-первых, есть риск, что оформление прав в силу закона станет невозможным.


К примеру, для оформления объектов патентного права обязательным критерием для регистрации такого объекта является новизна. Так, в случае регистрации промышленного образца с даты раскрытия информации о патентуемом объекте до даты подачи заявки на регистрацию должно пройти не более 12 месяцев. В отношении изобретений и полезных моделей такие сроки сокращены до 6 месяцев. Таким образом, если вы начнете использовать созданное решение, а в последующем захотите оформить на него права, в случае истечения установленных законом сроков сделать это попросту не удастся.


Во-вторых, есть такой фактор как изменение обстоятельств.

Очень часто объекты интеллектуальной собственности создаются исполнителями по заданию заказчика, в связи с чем взаимоотношения между сторонами с первого дня должны быть регламентированы договором в письменной форме.


На практике бывают случаи, когда объект интеллектуальной собственности создан по заданию, заказчик им пользуется, но документально имущественные права заказчика на объект никак не оформлены. Может наступить ситуация, при которой связь заказчика с автором будет потеряна: к примеру, автор переедет жить в другую страну, сменит сферу деятельности или наступят какие-либо иные обстоятельства. В этом случае будет крайне сложно доказать, что объект интеллектуальной собственности был создан по заданию заказчика определенным автором, и главное – что последний передал исключительные права заказчику.


Кроме того, не стоит исключать риски недобросовестного поведения исполнителя, который может тот же результат интеллектуальной собственности продать третьим лицам.

В-третьих, важно помнить, что по-прежнему активность проявляют так называемые патентные тролли. Это недобросовестные лица, которые занимаются поиском популярных словесных и визуальных обозначений, осуществляют их регистрацию в качестве товарных знаков и в последующем занимаются предъявлением требований к лицам, использующим данные обозначения в своей деятельности, но не успевшим оформить права на них.

Ну и конечно, в-четверных, в случае несвоевременного оформления прав на объекты интеллектуальной собственности правообладатель теряет возможность применить инструменты для борьбы с недобросовестными участниками рынка, которые незаконно используют результаты его творческого труда, нанося тем самым материальный ущерб.

– Какие инструменты для защиты интеллектуальной собственности использует ваша юридическая компания?

– За 17 лет деятельности нашей компании мы выработали эффективные инструменты, позволяющие добиться существенных результатов в защите интеллектуальных прав и борьбе с контрафактной продукцией. В подавляющем большинстве случаев к нам обращаются правообладатели, у которых нет возможности выделять собственные ресурсы на ведение отдельных этапов работы по защите принадлежащих им брендов.


В связи с этим мы практикуем оказание комплексных услуг как в офлайн, так и онлайн сферах, при которых правообладателю остается только оценивать результаты проводимой нами работы. Данные комплексные услуги включают в себя поиск и фиксацию фактов нарушения интеллектуальных прав при изготовлении и реализации продукции, оказание услуг путем посещения соответствующих мест на территории всех субъектов Российской Федерации и в странах СНГ, а также мониторинговые исследования интернет-ресурсов с использованием автоматизированных систем, позволяющие установить и пресечь нарушения в онлайн сфере.


Интернет-торговля быстро развивается, и мы уделяем особое внимание фактам продажи нелегальной продукции на маркетплейсах, где нам удалось добиться значительных результатов. По выявляемым фактам нарушений наши специалисты осуществляют сбор доказательств в соответствии с требованиями законодательства и судебной практики, после чего инициируют предъявления в адрес нарушителей претензионных и исковых требований. Помимо прекращения незаконного использования брендов, некоторые нарушители в результате предпринимаемых нами действий обращаются за заключением лицензионных договоров. Таким образом мы помогаем переводить «серых» предпринимателей в законное русло.

В своей повседневной деятельности мы активно сотрудничаем с правоохранительными и таможенными органами, с помощью которых удается пресекать факты производства, ввоза и оптовой торговли контрафактной продукцией. Невозможно выделить приоритет одних инструментов перед другими, максимальный эффект достигается от их применения в комплексе.

«Вестник лицензионного рынка»

erid: LjN8KE7Zq

Интервью и аналитика