Правильно составленный договор между киностудией и автором фильма не только снижает для киностудии риски получения претензий и выплаты компенсаций. Такой договор делает фильм привлекательным для кинодистрибуторов и онлайн-площадок, которые проверяют наличие необходимых прав и разрешений у киностудии перед покупкой фильма.
Компания Semenov&Pevzner занимается проверкой «цепочек» договоров между киностудиями и авторами фильмов. Мы подготовили чек-лист для таких договоров с примерами из нашей практики.
1. Договоры должны быть заключены со всеми авторами фильма
Согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ, авторами фильма являются: режиссер, сценарист, композитор, а с 14 июля 2022 года – также художник-постановщик анимационного фильма.
2. Объем прав
Существует два вида договоров для передачи прав на фильм: договор отчуждения прав и лицензионный договор. По договору отчуждения права передаются полностью без каких-либо ограничений (можно сравнить с покупкой квартиры), а по лицензионному договору – напротив, предоставляются в определенных пределах (как в случае аренды квартиры).
Наиболее предпочтительным вариантом является полное отчуждение прав автора в пользу киностудии. Втаком случае автору сложнее отозвать права на фильм, а киностудия обладает ими в полном объеме. Так киностудия может использовать фильм без ограничений с точки зрения исключительных прав: в том числе использовать стоп-кадры из фильма на мерче,выпускать другие произведения на основе фильма и т.п.
Если автор не согласен на отчуждение прав, можно оформить исключительную лицензию на следующих условиях:
• Срок лицензии: срок действия исключительных прав на фильм
• Территория: все страны мира
• Способы использования: желательно указать любые, в том числе способы, предусмотренные п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Для дальнейшей дистрибуции фильма и создания мерча нужны следующие способы использования:
- воспроизведение
- распространение
- публичный показ
- публичное исполнение
- сообщение в эфир или по кабелю
- ретрансляция
- доведение до всеобщего сведения
Желательно также указать, что данными способами можно использовать как фильм в целом, так и его части (фрагменты, кадры, персонажей). Такое пояснение нужно для рекламы и создания мерча.
• Разрешено сублицензирование
• Отсутствует обязанность по предоставлению автору отчетов об использовании фильма
3. Отсутствие ограничений по использованию фильма
Недавно мы столкнулись со следующей ситуацией: режиссер передал киностудии права на фильм в полном объеме в формате отчуждения прав, однако в договоре присутствовали ограничения по способам использования фильма (например, максимальное количество кинотеатральных показов фильма – до 1 млн). В подобном случае велика вероятность, что договор признают лицензией, а не отчуждением прав, поскольку при передаче прав в полном объеме никаких ограничений нет. Это может нарушить всю последующую «цепочку» договоров и привести к ее недействительности.
Кроме того, с точки зрения бизнеса для дистрибуторов, подобные ограничения по дистрибуции фильма невыгодны.
4. Анонимное использование фильма
У киностудии должно быть право на анонимное использование фильма в соответствии с обычной практикой киноиндустрии. Без этого права киностудия, а следовательно, также дистрибуторы и конечные площадки, не могут использовать фильм, не указывая имени автора. Если они это сделают, автор сможет предъявить им претензию, поскольку его личное неимущественное право на указание его имени при использовании произведения будет нарушено. Разрешение на анонимное использование особенно актуально для онлайн-кинотеатров, которые показывают фильм пользователям, например, в формате предпросмотра, не указывая имена авторов. Кроме того, оно необходимо для использования фрагментов фильма в рекламе и на мерче.
5. Изменение фильма
В договоры с авторами фильма включается их согласие на внесение изменений в фильм, снабжение его при использовании комментариями, иллюстрациями и т.д. Это также обусловлено наличием у автора личного неимущественного права – права на неприкосновенность произведения. Без указанного разрешения киностудия не сможет, например, сокращать некоторые сцены фильма, не рискуя при этом получить претензию от автора. На наличие такого права в договоре обращают пристальное внимание некоторые онлайн-кинотеатры, пользователям которых предоставлена возможность оставлять комментарии под фильмом.
6. Гарантии автора
Автор гарантирует в договоре, что использование фильма не нарушит прав третьих лиц, а также обязуется самостоятельно и за свой счет урегулировать претензии и иски, направленные киностудии такими лицами, и возместить киностудии возникшие в связи с этим убытки. Без этого условия киностудия рискует потерять большие суммы на компенсациях третьим лицам, если автор использовал в своей работе плагиат.
7. Использование имени и фотографий автора
Если киностудия хочет использовать имена и фотографии авторов в рекламе фильма и при создании мерча, нужно прописать в договоре соответствующие разрешения. Использование имени и фотографий гражданина без его согласия не допускается согласно п. 4 ст. 19 и п. 1 ст. 152.1 ГК РФ.
8. Бонусный совет – не используйте формы договоров, скачанные из интернета
Лучше привлекать к составлению договора юриста, поскольку шаблоны из интернета могут преподнести вам неприятные сюрпризы. Например, недавно мы столкнулись со следующей ситуацией. В договорах, заключенных в 2017 году, были ссылки на статьи Закона об авторском праве и смежных правах, который не действует с 1 января 2008 г. Использовалась и терминология этого закона. При толковании подобных договоров могут возникнуть вопросы как у юристов дистрибуторов и площадок, так и у суда в случае спора. К тому же, некоторые условия таких договоров могут быть признаны недействительными как противоречащие действующему законодательству.
Екатерина Артемьева,
Младший юрист практики
«Сопровождение IP и IT сделок» Semenov&Pevzner
Фото: freepik.com