r_arrow

Депутаты, кинотеатры и Дмитрий Медведев высказались о принудительном лицензировании контента

22 февраля 2023 г. 10:27
img

Кинотеатры и депутаты все еще хотят легализовать теневой прокат. Против выступают Минкультуры, продюсеры и онлайн-платформы  даже несмотря на то, что теряют иностранный контент.

С чего началось

Споры о необходимости введения в России принудительной лицензии на контент начались в прошлом году после заявлений крупнейших киностудий-мейджоров о приостановке поставок новинок в РФ. В начале августа депутат Дмитрий Кузнецов («Справедливая Россия — За правду») внес в Госдуму соответствующий законопроект, который предполагал, что российские компании смогут через суд получать недоступные лицензии на кино, музыку, ПО, книги и другой контент.

После критики со стороны разных ассоциаций, а также реакции крупнейших киносетей (против высказывались «Каро» и объединенная сеть «Формула кино» и «Синема парк») проект заморозили. Кузнецов говорил, что скорректирует инициативу, распространив ее только на кинопрокат, и снова внесет документ в Госдуму, но пока этого не сделал. В начале 2023-го года дискуссия о том, стоит ли российским компаниям разрешать использовать зарубежный контент без согласия правообладателей, вышла на новый виток.

Что случилось

Во-первых, изменились обстоятельства. Кинопрокат в январе стал чувствовать себя значительно лучше: сборы кинотеатров в Новогодние праздники на 20% превысили показатели прошлогодних за счет «Чебурашки». По данным ЕАИС, фильм собрал уже больше 6 млрд рублей  это рекордный показатель за всю историю российского проката. Впрочем, один успешный фильм не создаст в России модель «суверенного проката», нет такого количества российских блокбастеров.

Для онлайн-платформ ситуация усугубилась тем, что после прошлогодней потери новинок, они начали терять архивы. С 31 января у Амедиатеки закончился срок лицензионных прав на «Гарри Поттера» и «Фантастических тварей», весной из российских онлайн-кинотеатров уйдет многочисленный контент Disney: контракты на него истекают в марте. Вместе с этим некоторые мировые кинохиты все-таки попадают в Россию официальным путем: в январе кинотеатры показывали «Операцию „Фортуна“» Гая Ричи, а 23 марта выйдет четвертая часть «Джона Уика».

Во-вторых, активно начала обсуждаться еще одна инициатива о принудительной лицензии, пока не внесенная в Госдуму. Речь идет о проекте постановления правительства, который подготовил член комитета Совета Федерации по экономической политике Эдуард Исаков. В октябре прошлого года документ был отправлен в правительство. В качестве «временной меры поддержки кинотеатров в России» комитет предлагал разрешить в России офлайн-прокат иностранного кино без согласия правообладателей из «недружественных» стран, но при этом выплачивать им вознаграждение: установить определенную ставку выплат, порядок сбора и передачи авторам.

Поскольку, как указывали в Совфеде, «со стороны Министерства культуры РФ не следует никаких мер поддержки кинотеатрам и, более того, в настоящее время начали поступать судебные иски от Минкультуры в адрес кинотеатров по административному нарушению  показ фильма без прокатного удостоверения (ч. 1 ст. 14.58 КоАП),  предлагается концепция законодательного регулирования функционирования кинотеатров в текущей ситуации». Сейчас правительство запрашивает позиции профильных ведомств по поводу инициативы, которая также обсуждается в рамках различных конференций и по поводу которой высказываются представители власти и бизнесмены. По сути, она представляет собой два документа: это поправки в федеральный закон, которые предлагают наделить правительство дополнительными полномочиями, и проект постановления, где эти дополнительные полномочия прописаны.

«Джон Уик 4»

Что сказали Горелкин и Медведев

Заместитель председателя комитета по информполитике Антон Горелкин в начале января в своем Telegram-канале писал, что «в этом году пора ставить точку в спорах о механизме принудительного лицензирования западных фильмов». Горелкин считает, что обсуждается некий новый законопроект, «который позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино и не заниматься полулегальной практикой „предсеансного обслуживания“». Он упомянул, что первые попытки внести подобный законопроект на рассмотрение вызвали критику. «Думаю, при новом подходе эти опасения будут учтены, и принудительное лицензирование распространится только на кинопрокат. Так что у „Аватара“ может появиться шанс снова побороться за кассовые сборы в России, но уже, видимо, у третьей его части»,  написал депутат.

Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев в январе был совсем радикален: он предлагал узаконить лицензии «на все  от кинофильмов до промышленного софта», при этом не обязывая российских участников рынка выплачивать вознаграждения в пользу иностранных правообладателей. «Осталось только принять правила об использовании их интеллектуальной собственности. Без всяких лицензий и уплаты авторского вознаграждения. Это в том числе и будут наши ответные санкции на их имущественные права. На все  от кинофильмов до промышленного софта»,  заявил Медведев.

Что думают в Минкульте

Принудительное лицензирование контента позволит кинотеатрам получать лишь несколько блокбастеров в год, содержание которых еще и сомнительно «с идеологической точки зрения»,  такую позицию 31 января озвучил глава департамента кинематографии Минкультуры Дмитрий Давиденко на совещании в Совете Федерации по поддержке кинотеатрального бизнеса. «Зарубежное кино присутствует в прокате. Говоря про принудительную лицензию, мы будем бороться за пять фильмов в год. Мы должны подумать: да, они поддержат бизнес, но что они принесут с собой с идеологической точки зрения?»  добавил Давиденко.

Осенью 2022 года Минкульт высказался против проката без разрешения. В отзыве ведомства на предложения Эдуарда Исакова Минкультуры также приводит ряд аргументов против. По мнению ведомства, если правительство сможет устанавливать случаи использования чужого контента без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения, это вступит в противоречие с общим принципом ограничения исключительных прав, а также может быть признано не соответствующим конституционным критериям ограничения прав и свобод человека и гражданина. В Минкульте делают вывод, что текст законопроекта создает правовую неопределенность. Одновременно в Минкультуры анонсировали законопроект, который будет пресекать показы пиратских копий фильмов в кино без прокатных удостоверений. «Будем выходить на инициативный законопроект, предлагать правительству, когда будем готовы, — заявила 8 февраля в Госдумы замминистра Алла Манилова.

Как выступают другие министерства

Минэкономразвития настроено негативно. «Предложения ведомством «не поддерживаются, в том числе в связи с тем, что могут повлечь нарушение международных соглашений, участником которых является Российская Федерация, а также негативные оценки российского законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты имущества и имущественных прав»,  говорится в отзыве. Там отмечается, что в России работает система охраны авторских прав, которая сформирована Бернской конвенцией, Всемирной конвенцией об авторском праве, договором Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и другими мировыми законами.

Минцифры тоже против. По словам замдиректора департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Олега Кузнецова, принудительная лицензия в предлагаемом виде «преждевременна и нецелесообразна». «Это демотивирует как инвесторов, которые вкладывают в производство отечественных проектов, так и сами площадки, которые должны продвигать российский контент»,  объяснил Кузнецов.

Министерство юстиции указывает, что нелогично распространять принудительную лицензию только на офлайн-прокат. Их документ признает, что «недружественные и недобросовестные действия обладателей исключительных прав как на аудиовизуальные произведения, так и на музыкальные произведения, программы для ЭВМ и иные объекты авторских прав негативным образом повлияли на целый ряд сфер экономической деятельности в Российской Федерации». Также в своем отзыве Минюст называет «пробельным» предложенный Совфедом перечень критериев «недружественности» только по признакам того, что правообладатель является резидентом «недружественной юрисдикции» и отказывается предоставить права в Россию. В то же время ведомство отмечает, что ограничение прав иностранных собственников интеллектуальной собственности противоречит Конституции.

Какая позиция у кинотеатров

Три крупные киносети  ОС «Синема парк» и «Формула кино», «Каро» и «Синема стар» (24 кинотеатра на 133 кинозала)  заявляли в письме Михаилу Мишустину, что глобально не против идеи принудительной лицензии, но все же считают, что можно избежать введения этого механизма, поддержав отрасль иначе. После этого Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) также написала письмо Михаилу Мишустину, которое подписали представители «Премьер-зала», «Киномакса», «Синема 5», «Монитора», «Мираж Синема»; в нем сказано, что противники законопроекта Кузнецова  три столичные киносети с суммарным оборотом чуть более 25% рынка, которые «не свободны в принятии решений из-за наличия иностранных бенефициаров или просто опасаются персональных санкций». В АВК заявляли, что принудительная лицензия позволит сохранить саму сферу кинопоказа на фоне потери голливудских фильмов (70% выручки), а также поможет «сохранить доступ к мировому кино» для участников индустрии и широкой зрительской аудитории.

Сейчас Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) продолжает поддерживать идею принудительной лицензии, аргументируя это тем, что из-за санкций кинотеатры потеряли значительную долю доходов и российские кино не сможет компенсировать эти потери в перспективе. «Основным критерием является количество посещений. У нас реальный репертуарный голод. Мы посмотрели план релизов на этот год: весна — более или менее, но лето абсолютно пустое»,  заявил член Ассоциации владельцев кинотеатров Сергей Пирожков 31 января.

Крупнейшие киносети стоят на прежней позиции и в связи с совфедовской инициативой Эдуарда Исакова. «Мы по-прежнему считаем, что правильный путь  это цивилизованный путь развития российской киноиндустрии. К данному пути на данный момент есть все предпосылки. При условии, что государство готово поддерживать в течение пяти лет рост кинопроизводителей и в течение двух лет субсидировать кинотеатры»,  заявили Кинопоиску в «Формуле кино» и «Синема парке». Вадим Верещагин, гендиректор ЦПШ (прокатчик «Чебурашки»), в интервью «Ведомостям» сказал, что в текущих реалиях в принудительной лицензии на контент ушедших из России голливудских студий нет необходимости. По его мнению, такой механизм мог бы быть актуальной мерой, если кинотеатрам было бы нечего показывать, однако Голливуд как раз есть чем заменить.

Ассоциация «Интернет-видео», которая объединяет ivi, Okko, Start и другие российские стриминговые платформы, также продолжает выступать против принудительной лицензии. Говоря о проекте Кузнецова, гендиректор Ассоциации Алексей Бырдин указывал, что проект противоречит нормам и в целом логике Гражданского кодекса РФ, не говоря уже о нарушении международных соглашений, серьезно увеличивает нагрузку на суды и исполнительную власть: «Его реализация будет иметь долгосрочные разрушительные последствия для российской креативной индустрии».

«Исключительное право и авторское право  фундаментальные основы постиндустриальной экономики, и мы видим, что расшатать их весьма непросто. И законопроект депутата Кузнецова, и инициатива сенатора Исакова  это наборы „костылей“, они полны внутренних противоречий и плохо стыкуются с действующими нормами законодательства, о чем неоднократно говорили представители индустрии»,  сказал Кинопоиску Алексей Бырдин.  Мне кажется, что авторы инициатив в русле принудительной лицензии только повышают риски введения новых санкций против российских компаний и уничтожают экспортный потенциал всей отечественной интеллектуальной собственности  от кино и музыки до патентов и софта».

Сообщает Кинопоиск

Российские новости
31 января 2024 г. 13:34

По итогам 2023-го объем трат на российских маркетплейсах увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, число покупок выросло на 63%, а популярность онлайн-площадок в регионах продолжила набирать обороты. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на исследование платформы для роста онлайн-продаж Tinkoff eCommerce. Аналитики изучили данные по шести крупнейшим онлайн-площадкам в России: Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», Kazanexpress, Aliexpress и «Мегамаркет».