r_arrow

Вадим Верещагин, «Централ Партнершип»: «Сейчас все будет зависеть исключительно от российского кинематографа»

8 февраля 2023 г. 11:51
img

С марта 2022 г. голливудские мейджоры, фильмы которых аккумулировали львиную долю российского бокс-офиса, перестали выпускать в нашей стране свои киноновинки. Как результат – по итогам 2022 г. кассовые сборы в России упали по сравнению с допандемийным 2019 годом на 57,2% и составили 23,7 млрд руб., по количеству проданных билетов снижение составило 62%. 

Для восстановления российского кинопроката к уровню 2019 г. потребуется два-три года, считает Вадим Верещагин, гендиректор крупнейшего в России кинопрокатчика – компании «Централ партнершип» (ЦПШ; входит в холдинг «Газпром-медиа»), которая является дистрибутором «Чебурашки». В интервью «Ведомостям» топ-менеджер ЦПШ рассказал, какие факторы будут способствовать восстановлению рынка кинопроката в России, почему уход Голливуда – это шанс для отечественной киноиндустрии и какие ожидаемые крупные кинорелизы российских продюсеров покажут в кинотеатрах в ближайшие месяцы.

Успех «Чебурашки» – первая ласточка

– Фильм «Чебурашка» стал первым среди российских релизов, опередивших по сборам многолетнего лидера – первую часть «Аватара» Джеймса Кэмерона (вышел в прокат в 2009 г., кассовые сборы в России – 3,5 млрд руб.). Сейчас сборы приближаются уже к 6 млрд руб. Какие ключевые факторы обеспечили успех этого фильма?

– Любой успех в кинопрокате – это совокупность множества факторов. Фильм «Чебурашка» не исключение. Во-первых, Чебурашка – самый, пожалуй, известный персонаж в нашей стране. Его знают все поколения из ныне живущих. Во-вторых, это семейное кино, а оно в последние годы, начиная с пандемии, набирает популярность. Вероятно, это связано с тем, что детей куда-то надо водить. Исторически во время каких-то кризисных ситуаций, в ситуации снижения реальных доходов населения и прочих негативных факторов поход в кино как вид досуга всегда выходил на первый план, потому что это самое доступное развлечение. В-третьих, сама кинокартина получилась. И смысл, который в нее заложили создатели, – еще из рекламных материалов «Чебурашки» было понятно, что это высокоэмоциональное кино, доброе, позволяющее посмеяться, выдохнуть. И, безусловно, рекламная кампания была реально большая и долгая, стартовала еще в начале прошлого года. И этого всего, по нашим оценкам, было достаточно, чтобы получить 8–10 млн зрителей. В целом киноходящая аудитория нашей страны – 14 млн человек.

– Но уже сейчас, судя по данным ЕАИС государственного Фонда кино (на 2 февраля), «Чебурашку» посмотрело более 19 млн зрителей, сборы приближаются к 6 млрд руб. То есть больше, чем вся киноходящая аудитория.

– Да. В случае с «Чебурашкой» есть практика повторных походов. Это те, кто сходил в новогодние праздники. И затем, очевидно, повторно пришел сам и привел с собой более старшее или младшее поколение. Кроме того, на фильм, судя по всему, пришла та аудитория, которая никогда не ходила в кино. Кто именно, сложно сказать. В то же время, мы понимаем, что в текущий момент в определенном сегменте аудитории «Чебурашка» недобрал.

– В каком?

– Молодежь 16–25 лет. Пока проблемный для российского кино сегмент.

– Не ходят на российское кино, потому что выросли уже на Голливуде?

– Отчасти да. Но главным образом это поколение, выросшее на смартфонах. Они в принципе потребляют контент иным способом.

– Какой по продолжительности прокат будет у «Чебурашки»? Ожидаемые сборы по его итогам?

– Фильм вышел 1 января и пока находится в классическом отрезке проката. Планку в 3 млрд руб. он преодолел за рекордные девять дней, что позволило всему новогоднему кинопрокату – с 1 по 8 января – превзойти показатели аналогичного периода допандемийного 2019 года – 4,4 млрд руб. против 4,2 млрд руб. И после праздников он не остановился, судя по всему, январь 2023 г. станет самым кассовым месяцем в истории российского кинопроката. «Чебурашка» будет работать долго. И мы планируем, что он останется в прокате до тех пор, пока зрительский ручеек не иссякнет. Вот пока последний зритель его не посмотрит, он будет в кинотеатрах.

Уже в ближайшие дни «Чебурашка» преодолеет планку в 6 млрд руб. по кассовым сборам и 20 млн в зрителях. В советское время, когда отечественный кинематограф был очень востребован, 20 млн зрителей для блокбастера было нормой. А население тогда было существенно больше.

Хочется верить, что успех «Чебурашки» – это только первая ласточка и следующие крупные релизы будут также собирать большую аудиторию. И те усилия, которые мы сейчас предпринимаем для выпуска больших кинокартин, будут способствовать популяризации похода в кино, на наше кино.

Новая реальность

– В новогодние каникулы широкого показа сиквела «Аватара» в российских кинотеатрах не было. Но крупные киносети поставили нелегальную копию этого фильма в расписание в первый же постпраздничный уикенд. Это как-то сказалось на сборах «Чебурашки»?

– На сборы «Чебурашки» это никак не повлияло. А вот другому крупному российскому релизу – приключенческо-фантастической драме «Мира» (кассовые сборы – 331,3 млн руб.; здесь и далее – ЕАИС государственного Фонда кино. – «Ведомости») – как я считаю, показ «Аватара» сильно помешал. У этих двух фильмов одна и та же аудитория.

– В целом показ нелегального контента в кинотеатрах как может отразиться на российской киноиндустрии?

– Для индустрии это определенно создаст проблемы. Во-первых, мы на протяжении последних 10 лет пытались сделать кинопоказ прозрачным. Благодаря этим усилиям появилась система ЕАИС, которая аккумулирует данные о сборах по всей стране. Кинотеатры обязаны отгружать в нее данные по продаже всех кинобилетов. А из-за нелегальных показов рынок кинопроката перестает быть прозрачным, ведь мы не видим, сколько реально собирает пиратский контент.

Во-вторых, поскольку такие фильмы не получают прокатное удостоверение, нельзя быть уверенным, соответствует ли их содержание законам Российской Федерации. То есть в данном случае отсутствует какой-либо контроль показываемого контента.

В-третьих, нет понимания, на каких условиях кинотеатры показывают эти фильмы. В классической схеме сейчас кинотеатры оставляют себе 50% от кассы фильма, а оставшиеся 50% делят между собой создатели киноленты и прокатчик. Очевидно, что в случае с показом нелегальных копий – а они позиционируются как предсеансное обслуживание, демонстрируются перед какой-то российской короткометражкой – кинотеатры забирают себе все 100%. И им выгоднее ставить «Аватар», чем некоторые российские релизы.

– Вы думаете, кинотеатры не делятся с создателями российских короткометражек, к которым привязывается показ нелегальных копий фильмов?

– Конечно же нет, иначе создатели короткометражек сейчас бы уже производили крупнобюджетные полные метры. Скорее речь идет о символическом фиксированном вознаграждении.

– Получается, показ нелегальных фильмов может помешать выпуску российских релизов?

– Уже мешает. Кинотеатры сейчас откровенно заявляют средним и маленьким дистрибуторам, которые прокатывают не самые большие российские фильмы, что залов для показа их проектов нет. И дистрибуторы вынуждены переносить свои кинокартины на более поздний срок.

– Тем не менее желание некоторых кинотеатров показывать пиратский контент обусловлено, конечно, тем, что из-за ухода Голливуда, который аккумулировал львиную долю проката страны – порядка 70%, – наиболее пострадавшей стороной стали именно они. Господдержку создания контента в 2022 г. увеличили, а вот кинотеатрам до сих пор, кроме московских властей, прямой помощи – субсидий – так и не дали.

– Считаю, что кинотеатры надо поддержать, они важная часть киноиндустрии – ее инфраструктура. Тех релизов, которые запланированы к выходу в 2023 г., точно достаточно для выживания, но не для развития. И вот с этой точки зрения, я считаю, государство может придумать способ поддержки кинотеатров. Возможно, нужна не прямая субсидия, а некий новый подход. После ухода Голливуда мы все оказались в новой реальности, но далеко не все кинотеатры под нее перестроились. Кинотеатры, как неоднократно говорила министр культуры Ольга Любимова, тоже должны как-то участвовать, нести социальную функцию. Я с этим согласен.

– Под социальной функцией что имеется в виду?

– Кинотеатры должны стать определенным местом притяжения, участвовать в продвижении фильмов. У всех кинотеатров есть свои соцсети, рекламные поверхности, выстроенные отношения со школами, кружками, клубами и т. д. Они находятся в регионах, знают свою аудиторию лучше, чем мы. Какие-то кинотеатры уже подключаются к рекламным кампаниям, какие-то по-прежнему считают, что за них все должен сделать продюсер и дистрибутор. Первые уже сейчас начали отлично зарабатывать.

– Ну то есть субсидия, но целевая – на продвижение российского кино?

– В том числе, например. Либо субсидия подо что-то еще, какой-то проект, но с определенным KPI.

– Летом в Госдуму был внесен законопроект о принудительном лицензировании. Этот механизм предлагается распространить в том числе на аудиовизуальный контент. И в случае принятия законопроекта получить через суд лицензию для показа в России тех же голливудских блокбастеров сможет, по сути, любой желающий. Это, по вашему мнению, поддержит кинотеатры и кинопрокат страны в целом? Есть ли необходимость в таком механизме сейчас?

– Проблема принудительной лицензии заключается в том, что мы вступаем на территорию авторских прав. И ответ в случае принятия законопроекта, предполагаю, не заставит себя ждать. Речь же не только про аудиовизуальный контент, но и про ПО, компьютерные игры и т. д. Каким будет этот ответ, можно только гадать – отключение от зарубежных магазинов приложений, прекращение защиты нашего контента на иностранных платформах и т. д. То есть негативные последствия могут перекрыть положительный эффект от внедрения этого механизма.

Кроме того, в текущих реалиях в принудительной лицензии на контент ушедших из России голливудских студий, нет необходимости. Этот механизм, наверное, был бы эффективной мерой, если бы у нас не было своего кинематографа и Голливуд нечем было бы заместить. Но мы точно знаем сейчас, что замещать нам есть чем. Мы сами как компания пострадали от ухода зарубежных студий (ЦПШ прокатывала в России фильмы студии Paramount. – «Ведомости») и весь прошлый год потратили на еще большее усиление нашего российского пакета. В нашей стране сейчас огромное количество собственных фильмов, готовящихся к выходу, запущенных в производство, которые в состоянии это сделать. Сборы «Чебурашки» и январские показатели кинопроката демонстрируют это наглядно.

Стать принципиально другой индустрией

– По итогам 2022 г. кассовые сборы в России составили 23,7 млрд руб., падение в сравнении с 2021 г. составило в деньгах 41,9%, в количестве проданных билетов – 42,9%. В сравнении с рекордным 2019 годом снижение еще более существенное – на 57,2% по сборам и на 62% по количеству проданных билетов. А есть ли понимание по динамике падения в разрезе «столицы – регионы»?

– Есть данные в сравнении с 2021 г. Поскольку цены на кинобилеты в регионах разные, лучше при обозначении динамики ориентироваться на количество проданных билетов. В зависимости от регионов динамика сильно отличается. Есть те, где прокат упал аномально, к примеру на 77% в Туве. Есть те, где снижение несущественное: на 22% в ЯНАО. В среднем по регионам кинопрокат снизился на 43%. В столичных регионах падение более ощутимо: в Москве – на 45%, в Московской области (а в торговых центрах за МКАД расположены крупные мультиплексы) – на 49%, в Санкт-Петербурге – на 49%.

– Почему столичные регионы упали сильнее?

– Проанализировать эту динамику еще предстоит. Пока лишь гипотезы. В регионах активно развивается кинопрокат – благодаря программе Фонда кино по запуску кинотеатров в небольших городах, а также частным инвестициям. И если ранее на Москву приходилось порядка 30–35% от всех сборов в стране, то в последние годы этот показать составляет порядка 15%. И главным образом не потому, что в Москве стали ходить в кино меньше, хотя и это тоже факт, а из-за того, что в регионах стало больше кинотеатров. Также стало меньше артхаусных, фестивальных проектов, которые всегда были популярны в Москве и в Петербурге.

– Столичные жители, вероятно, активнее уезжали из страны после начала СВО, чем из регионов. Это могло оказать влияние?

– Мы не знаем точной статистики, но, очевидно, и это могло оказать влияние.

– От каких факторов будут зависеть темпы и сроки восстановления российского кинопроката? Ваш прогноз: когда это может произойти?

– Точные сроки восстановления пока спрогнозировать сложно. Хотелось бы по итогам 2023 г. выйти на показатели 2021 г., потенциал такой у рынка есть. На уровень 2019 г., думаю, выйдем через два-три года.

Голливуд своим уходом подарил нам просто сумасшедший шанс – стать принципиально другой индустрией, которая не будет сильно зависеть от иностранного контента. Кроме того, нам больше не надо биться с главным конкурентом, выискивать дату, на которой выпустить фильм, чтобы его не каннибализировал голливудский блокбастер.

Сейчас все будет зависеть исключительно от российского кинематографа. Очевидно, что нужно выпускать больше российских фильмов, в том числе заметных, приучать аудиторию ходить на них. Сейчас в год мы выпускаем порядка 150 отечественных кинокартин, из них заметных 10–15. А надо порядка 60.

– Заметных – это сколько в сборах?

– От 500 млн руб. Есть еще иностранный контент. Понятно, сейчас нет, к примеру, фильмов Marvel, но независимые студии продолжают выпускать в России свое кино. Этого будет достаточно, чтобы привести как раз к тем самым цифрам 2019 г. Что позволит отрасли не просто существовать, а очень активно развиваться.

– В конце декабря 2021 г. ЦПШ представило свои релизы на 2023–2025 гг. Только в этом году в пакете у вас более 10 российских фильмов, один из самых ожидаемых выйдет в апреле – это «Вызов», съемки которого проводились на МКС. Какой эстимейт у этого фильма?

– Будем делать все возможное, чтобы попасть в топ-5 за всю историю российского кинопроката. Надо понимать, что «Чебурашка» – это все-таки семейное кино, поэтому в том числе в его случае сборы превысят 6 млрд руб. «Вызов» – отличное кино. И да, наша страна первой в мире смогла отправить режиссера и актрису в космос, снять часть фильма там. Но все-таки аудитория «Вызова» меньше в силу того, что тематикой космоса сейчас интересуются скорее те, кому 30 лет. Молодежь мечтает быть блогерами, инфлюенсерами и т. д.

Но у «Вызова» есть и социальная миссия – вернуть те самые мечты о покорении космоса, популяризировать космическую тематику. Кроме того, этот фильм, уверен, хорошо сработает в международной дистрибуции. И думаю, что за счет нее доберется в итоге до кассы «Чебурашки».

– Какие еще релизы выйдут в этом году? И какие из них «заметные»?

– На этой неделе мы выпустили комедию «Квартета И» «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия». В середине февраля выйдет новый фильм Сергея Урсуляка «Праведник». В марте выйдут отличная комедия «Поехавшая», героическая драма «На солнце вдоль рядов кукурузы», в основе сюжета которой история Дамира Юсупова, пилота, сумевшего в аварийной ситуации посадить самолет на кукурузное поле, а также драма «Дыхание» – о том, с чем пришлось столкнуться работникам наших медучреждений во время пандемии. В этом году мы выпустим «Холоп-2», «Непосредственно Каха: Новый фильм». Также в пакете у нас «Повелитель ветра» о всемирно известном путешественнике Федоре Конюхове, «Сто лет тому вперед», в основе сюжета которого одноименное произведение Кира Булычева, фантастический боевик «Крысолов», комедия «Уволить Жору» с Михаилом Галустяном и многое другое.

Это все заметные фильмы, эстимейт которых, по нашим оценкам, составит 500 млн руб. и более. Вообще должен сказать, что у нас в этом году лучший за всю историю ЦПШ пакет фильмов. И добавятся еще. Мы сейчас в переговорах по ряду проектов, но пока не могу их назвать.

– То, что у вас в этом году случился лучший пакет в истории ЦПШ, как-то связано с уходом мейджоров, которые ранее тоже участвовали в кинопроизводстве и прокате российских кинолент?

– Нет, с этими релизами это никак не связано. Тут сыграли роль другие факторы. В части проектов – «Праведник», «Сто лет тому вперед», «Повелитель ветра», «Холоп» – мы являемся соинвесторами, что изначально давало нам право на прокат. Часть фильмов планировалось снять и выпустить раньше, но из-за пандемии и локдауна съемки приостанавливались, мы теряли сезон, и съемки фильма переносились. И выйдут они только сейчас.

– Голливуд из России ушел. Но люди и команды, занимавшиеся прокатом релизов американских мейджоров, остались и «локализовались». В сентябре 2022 г. экс-руководители UPI, в том числе гендиректор Вадим Иванов, и топ-менеджеры «Марс медиа» учредили кинопрокатную компанию «Атмосфера кино». Продолжит свою работу и локализованная СППР, которая перешла под контроль российского топ-менеджмента и сменила название на «Контент-клуб», пост гендиректора компании сохранил за собой Антон Сиренко. Бывший топ-менеджер российских офисов голливудских студий 20th Century Fox и Disney Вадим Смирнов возглавил кинопрокатную «дочку» «Национальной медиа группы», запущенную в ноябре 2022 г. Как это повлияет на конфигурацию, конкурентную среду на российском рынке кинопроката?

– Исключительно положительно. Имея возможность прокатывать голливудские картины, имея доступ ко всем идеям всех стран мира с точки зрения продвижения, эти команды (как, впрочем, и мы) так или иначе переняли этот опыт и знания. И теперь это все поработает на развитие российской киноиндустрии.

Отсутствие конкуренции не позволяет развиваться. Да и ЦПШ же не может прокатывать все российское кино, его очень много.

Международный «Вызов»

– После февраля 2022 г. кардинальные изменения произошли не только на внутреннем рынке кинопоказа, но и на внешнем. Для российского кино закрылись такие рынки, как Европа и Штаты. Какие еще территории сейчас для нас перестали быть доступными? Как это отразилось на показателях международной дистрибуции?

– По всему российскому рынку пока данных нет, но у ЦПШ международная выручка упала в 2022 г. на 40%. Указанные территории массово для нас действительно закрылись. Но в те же Штаты, к примеру, хоть и существенно меньше, мы продолжаем продавать контент. Остались дистрибуторы, готовые покупать российские фильмы. В Европе то же самое. Мы будем представлять свой пакет на Берлинском кинорынке в феврале, например.

– А на Берлинский кинорынок как попали? Российские делегации на европейские фестивали и кинорынки, как правило, не аккредитовывают сейчас.

– Сняли номер в берлинском отеле на время проведения кинорынка, сделали из него наш стенд. Будем проводить там встречи. Интерес к нашему пакету большой, особенно к фильму «Вызов».

Любой успех в кинопрокате – это совокупность множества факторов

■ «Кинотеатры надо поддержать, они важная часть киноиндустрии – ее инфраструктура»
■ «Проблема принудительной лицензии заключается в том, что мы вступаем на территорию авторских прав»
■ «Нам больше не надо биться с главным конкурентом, выискивать дату, на которой выпустить фильм, чтобы его не каннибализировал голливудский блокбастер»

Большую ставку на «Вызов» мы делаем и на Ближнем Востоке. В этот регион мы вышли в конце 2022 г., заключив сделку с крупнейшим дистрибутором – компанией Four Star Films. Ближний Восток – большой и интересный рынок: есть платежеспособный спрос, кинопрокат активно развивается, в некоторых странах кинопоказ является одним из немногих разрешенных видов развлечений.

Российского кино здесь никогда не было, именно поэтому нам хочется начать знакомство с ним ближневосточного зрителя с этого фильма – с одной стороны, международного блокбастера, с другой – очень гуманистичного фильма, с нашими культурными ценностями и особенностями. «Вызов» станет одним из первых выпущенных на этой территории релизов, у фильма будет большая рекламная кампания. В марте также выпустим здесь «Чебурашку».

– «Чебурашку», очевидно, очень ждут в Японии.

– Да, мы ведем переговоры с японскими дистрибуторами. Но с Японией как раз все очень сложно из-за геополитической ситуации, они в антироссийском альянсе. В него не входит Юго-Восточная Азия, но некоторые страны – Вьетнам, Таиланд, Филиппины – боятся работать с Россией, на всякий случай перестраховываются. А в Таиланде, к примеру, рынок кинопроката очень развит и высокотехнологичен. И нам он очень интересен.

– А что с Китаем, который традиционно является крупнейшим рынком для дистрибуции наших кинопроектов?

– С ним тоже сейчас сложности, но не политического характера. Китай долгое время был на локдауне, кинотеатры были закрыты. За это время в China Film Group, через которую мы дистрибутировали наш контент на территорию, поменялись люди. И нам надо по новой сейчас выстраивать взаимоотношения с Китаем. Думаю, в ближайшие месяцы прокат российских картин там возобновится.

– Какие страны и территории планируете приоритетно осваивать?

– Латинскую Америку. Это огромный и интересный рынок, они с удовольствием готовы работать с Россией. Планируем там подписание контрактов, аналогичных ближневосточной сделке. Но это, как планируем, будут отельные сделки с крупными дистрибуторами в Аргентине и Бразилии.

Сообщают Ведомости

Интервью и аналитика