r_arrow

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как инструмент борьбы с контрафактом

8 февраля 2023 г. 11:55
img

Существует множество действенных способов, позволяющих пресекать факты нарушения интеллектуальных прав и бороться с контрафактной продукцией – все они применяются специалистами нашей компании.

Один из способов – внесение бренда в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Нелегальная продукция, предполагающая незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, может производиться как на территории государства, резидентом которого является владелец бренда, так и в других странах, откуда она распространяется по всему миру. В последнем случае таможенные органы, осуществляющие контроль за ввозимыми на территорию страны товарами, призваны обеспечивать в том числе и недопущение импорта контрафактной продукции. В процессе досмотра брендированных товаров, которые вызывают у сотрудников таможенных органов сомнения в легальности, последние вправе установить владельца бренда и направить ему запрос, чтобы подтвердить правомерность использования объектов интеллектуальной собственности. Таможенные органы обязаны приостановить выпуск всей внесенной в реестр продукции в том случае, если ее ввоз не соответствует критериям, установленным правообладателем при внесении объекта в ТРОИС.

В каждом государстве функционирует свой реестр, призванный пресекать ввоз контрафакта на его территорию, в связи с чем правообладателю требуется подавать отдельные заявления на внесение объектов в него в каждой интересующей его стране. В 2019 году было принято решение о создании единого ТРОИС для стран-участниц ЕАЭС, однако до сих пор ведется работа по его практической реализации. В Российской Федерации ТРОИС функционирует с 2004 года, и по официальным данным ФТС РФ на конец 2022 года в нем содержится 6070 объектов интеллектуальной собственности.  

Поскольку в каждом государстве установлены индивидуальные правила  внесения объектов в ТРОИС, рассмотрим процедуру на примере Российской Федерации.

Для внесения объектов в реестр правообладателю либо его представителю необходимо подать соответствующее заявление по установленной форме; в нем должна содержаться информация о правообладателе, охраняемом объекте, товарах, ввоз которых может нарушать права лицензиара, а также лицах, уполномоченных на ввоз легальной продукции. В соответствии с Административным регламентом ФТС РФ по предоставлению государственной услуги по ведению ТРОИС, в данный реестр могут быть внесены объекты авторского и смежного права, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. В отношении каждого объекта интеллектуальной собственности подается отдельное заявление. К нему также должен прилагаться перечень документов, указанных в Административном регламенте. Среди них следует выделить договор страхования ответственности правообладателя за возможное причинение вреда декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением срока выпуска товаров. Страховая сумма по данному договору должна составлять не менее 500 000 рублей. Объект может быть внесен в ТРОИС на срок не более трех лет. Последующее продление возможно при подаче нового заявления. Также важно отметить, что в РФ государственные пошлины за внесение объекта в ТРОИС не взимаются.

Заявление рассматривается ФТС России в течение одного месяца. После внесения объекта в реестр сотрудники таможни выявляют факты нарушений, основываясь на информации от правообладателя. Если таковые обнаруживаются, то последнему или уполномоченному им лицу направляются запросы. 

В случае подтверждения нелегальности товаров, представленных для таможенного декларирования, сотрудники таможенных органов осуществляют действия, направленные на последующее привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН». Юридический адрес:   603163, г. Нижний Новгород, ул. Арсеньева, д. 3, кв. 125. 

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

Фото: freepik.com, автор jcomp

Юридическая практика
6 августа 2025 г. 15:49

С развитием цифровой экономики маркетплейсы становятся ключевыми площадками для торговли, предлагая покупателям удобство, а продавцам — широкую аудиторию. Однако рост популярности онлайн-торговли сопровождается и увеличением случаев недобросовестной конкуренции.

В условиях, когда доля онлайн-продаж продолжает расти, защита прав участников рынка требует не только внимательного мониторинга, но и грамотного применения правовых механизмов. Какие инструменты позволяют бороться с недобросовестными практиками? Как действовать, если ваш бренд столкнулся с фальшивыми отзывами или контрафактной продукцией? В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает эффективные способы защиты, включая административные, судебные и претензионные методы, а также дает рекомендации по противодействию нарушениям на маркетплейсах.

13 августа 2025 г. 15:46

Уже давно мерч перестал быть обычным сувениром, его выпуск превратился в прибыльный бизнес. Однако за кажущейся простотой производства скрываются серьезные юридические риски. Использование чужих персонажей, логотипов и даже цитат без разрешения правообладателя – не просто «фанатская инициатива», а нарушение закона. Авторские права, товарные знаки, лицензионные соглашения – игнорирование таких аспектов может привести к судебным искам, штрафам и даже закрытию бизнеса. В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН», разбирает, что считается фанатским мерчем с точки зрения закона, какие нарушения чаще всего допускают производители и как можно легально работать с популярными брендами. Если вы планируете выпускать мерч или уже это делаете, данная информация убережет вас от дорогостоящих ошибок.