В начале 2022 года в целях стабилизации российской экономики в условиях санкций был введен специальный режим ввоза в страну некоторых категорий товаров без получения на то разрешений правообладателей интеллектуальной собственности, использованной на товарах. Такой режим повсеместно начал именоваться «параллельным импортом» и был нацелен на обеспечение беспрепятственного доступа к продуктам, ограниченным к ввозу правообладателями, ушедшими с российского рынка. В нашем материале мы попробуем разобраться, что такое параллельный импорт, как сегодня работает ввоз товаров по этому режиму и как влияют на практику работы с товарами под брендами существующие сегодня пробелы в законодательном регулировании параллельного импорта.
Что такое параллельный импорт?
По общему правилу, любое использование интеллектуальной собственности возможно только с согласия правообладателя, в том числе, и такой вид использования как ввоз товара в страну. В России до весны 2022 года действовало общее правило: если товар иностранного правообладателя и производства, законно маркированный товарным знаком или в котором используются патенты, впервые ввозится на территорию РФ без разрешения/ согласия правообладателя (не самим правообладателем и не его уполномоченными импортерами, лицензиатами, дистрибьюторами) – это являлось нарушением закона.
Однако, если законодательством страны разрешен параллельный импорт, то ввоз без согласия правообладателей оригинальных иностранных товаров, которые правомерно были введены в гражданский оборот за рубежом, не является нарушением в силу принципа международного/ регионального исчерпания права (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 апреля 2022 г. N С01-533/2022 по делу N А40-84838/2021).
Как изменилось регулирование?
Постановлением Правительства от 29 марта 2022 года № 506 Минпромторг был наделен полномочиями утверждать перечень товаров или групп товаров, к которым не применяются положения ГК РФ о защите исключительных прав (Соответствующие полномочия возникли у Правительства РФ на основании п. 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ). Первый такой перечень появился в апреле 2022 года и теперь периодически обновляется.
В частности, в Перечень вошли такие бренды как Tesla, Land Rover, Jeep и Bentley, Volvo, Nissan и Volkswagen – эти автомобильные компании ограничили свое присутствие на российском рынке. В перечень также вошла техника Apple, Samsung и Sony, HP, Intel, Dyson; косметика Chanel, Dior, Anastasia Beverly Hills и многих других брендов. Также возможна альтернативная дистрибуция одежды и обуви, маркированных любым товарным знаком: от Zara до Bottega Veneta и Prada.
28 июня 2022 года вступил в силу ФЗ от 28.06.2022 № 213-ФЗ, установивший, что не является нарушением исключительного права использование результатов интеллектуальной деятельности (далее – «РИД»), выраженных в товарах, перечень которых установлен Минпромторгом, и средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы. В соответствии с новым регулированием, для ввоза товара в Россию не нужны ни согласие правообладателя, ни статус официального импортера или дистрибьютора, ни договорные отношения с правообладателем – если эти товары или группы товаров есть в перечне Минпромторга.
Особенности введенного правового режима
На первый взгляд может показаться, что рассматриваемые изменения, называемые параллельным импортом, направлены на установление международного принципа исчерпания исключительного права, при котором исключительное право, скажем, на товарный знак, признается исчерпанным в части ввоза и перепродажи любых товаров с момента их первого введения в оборот непосредственно правообладателем или с его согласия в любой точке мира (Такой правовой режим возможен по смыслу ст. 6 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года (ТРИПС), которая закрепляет, что государства — члены ВТО пользуются свободой усмотрения в отношении того, какого принципа исчерпания прав они будут придерживаться).
Нововведенный режим логичнее определять как установление дополнительных пределов осуществления исключительных прав: (частичном) отказе в защите исключительного права в отношении определенных товаров и определенных правообладателей.
Практические аспекты правоприменения
Как уже было отмечено, основополагающим документом, которым необходимо руководствоваться при импорте товаров в соответствии с новым правовым режимом, является перечень товаров Минпромторга (Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532), который разработан на основе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года № 80).
Перечень товаров представляет собой таблицу из трех граф со следующими обозначениями в заголовке:
• Группа ТН ВЭД ЕАЭС;
• Наименование товара;
• Код товара ТН ВЭД ЕАЭС и (или) средство индивидуализации правообладателя.
Как «правильно читать» перечень Минпромторга?
Рассмотрим несколько вариантов маркировки товаров в Перечне.
Например, в Перечне может быть указана товарная позиция 9504 – «консоли и оборудование для видеоигр …» и товарный знак «Xbox», в таком случае ввоз без согласия правообладателя только консоли Xbox допустим, ввоз других товаров под товарным кодом 9504 не допустим.
Рассмотрим пример указания только кодов товара в 66 товарной группе – «зонты, солнцезащитные зонты, трости …». Все товары с кодом товара 6601 («зонты»), 6602 00 000 0 («трости») любого бренда могут быть ввезены без согласия правообладателя.
Пробелы в регулировании параллельного импорта
1. Основная проблема текущего регулирования – отсутствие объективных критериев включения товаров в перечень Минпромторга, в связи с чем существует риск принятия произвольных решений.
Более того, в перечень не раз попадали товары, правообладатели которых не уходили с российского рынка, что обуславливает дисбаланс в конкуренции. Например, в первую редакцию Перечня Минпромторгом были включена продукция таких брендов как Shamtu, Gliss Kur, Shauma, Syoss, Nivea, Rexona, Axe, Domestos, Vanish, Cillit, Tiret и Dosia, Nescafe и Nespresso, хотя их производители не покидали российский рынок – они либо производились на территории РФ, либо поставлялись в страну. Товар, ввезенный с согласия правообладателя, был вынужден конкурировать с аналогичными товарами, введенных в оборот альтернативными дистрибьютерами.
Однако справедливо заметить, что Минпромторг несколько раз вносил изменения в Перечень за текущий год, исключая товарные знаки тех брендов, которые вернулись на российский рынок: например, Lancome, Yves Saint Laurent и Giorgio Armani в отношении косметики и парфюмерии. Таким образом, регулирование параллельного импорта, на наш взгляд, довольно гибкое: его целью не является создание «неудобств» для реализации официальной дистрибуции.
Ввоз товара по схеме параллельного импорта может грозить российским компаниям только ухудшением отношений с правообладателями и официальными производителями. Однако, исходя из нашей практики, многие правообладатели смирились с ввозом оригинального товара из зарубежных стран на территорию РФ и предпочитают не противодействовать такой дистрибуции. Модель параллельного импорта отчасти благоприятна и для иностранных компаний: они продолжают получать прибыль за счет увеличения объема закупок дистрибьюторами, представленными в других юрисдикциях. Производители продолжают бороться именно с контрафактной продукцией, несмотря на прекращение деятельности на территории РФ.
Также определенные сложности создает и то, что в настоящее время, например, из ЕС невозможно ввести на территорию РФ запчасти для грузовых автомобилей, «люксовые товары» и запчасти к ним. Стоит понимать, что «люксовый товар» — это не Rolls-Royce, а средний Volkswagen Passat, довольно распространенный автомобиль в нашей стране: цена товара не может превышать 50 тысяч евро. Импортерам приходится закупать такие товары у дистрибьютеров, представленных в государствах с более дружественной политикой.
2. Стало сложнее применять меры противодействия ввозу контрафакта под видом параллельного импорта: таможенные органы раньше проверяли оригинальность и законность ввоза маркированного товарным знаком товара с помощью таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее – «ТРОИС»). Теперь таможенные органы не должны приостанавливать поставки товаров, которые соответствуют Перечню Минпромторга, даже если правообладатель не предоставил разрешение импортеру.
Тем не менее, таможенные органы по-прежнему имеют право провести исследование товара на предмет оригинальности в случае возникновения сомнений. ФТС руководствуется признаками контрафакта, которые предоставлялись правообладателями при таможенном учете и таможенных тренингах, и внутренними регламентами при оценке ввозимого товара на предмет контрафакта. В распоряжении ФТС также остается внутренняя система управления профилями рисков, которая нацелена на автоматическое выявление подозрительных товаров, в отношении которых проводится дополнительный контроль.
3. Проблемным аспектом нового правового режима также является реализация гарантийных обязательств перед потребителями. По общему правилу, в случае выявления недостатков в товаре потребитель вправе предъявить гарантийные требования как к производителю, так и к продавцу или импортеру. Однако ввиду новой специфики ввоза товара ни производитель товара, ни его официальный представитель в РФ не осуществляют гарантийное и текущее обслуживание, что особенно является существенной проблемой для эксплуатации технически сложных товаров. В связи с этим, некоторые крупные ритейлеры, входящие в АКИТ, в лице «М.Видео», «Эльдорадо», Ozon и др. решили добровольно предоставлять своим потребителям годовую гарантию на сложную электронику.
4. Возникают также вопросы с программным обеспечением и технически сложными товарами, в которое оно установлено – как будут осуществляться обновления и активация в РФ?
Однако правовое регулирование в этой части еще не сформировано окончательно. Выражаем надежду, что продление действия режима параллельного импорта на 2023 год позволит устранить пробелы в регулировании.
Смирнова Екатерина, Партнер, руководитель
Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner
Кочешев Вадим, помощник юриста Semenov&Pevzner