В последние годы широкое распространение получила продажа товаров и услуг через интернет-ресурсы, самыми популярными из которых стали маркетплейсы. Поскольку при дистанционных способах торговли контроль за качеством продукции достаточно слабый, количество предложений к продаже контрафактных товаров на интернет-ресурсах возросло.
Недавно появилась новость о том, что по заявлению Минпромторга Wildberries становится каналом сбыта контрафакта. В связи в этим возник вопрос: что предпримет онлайн-площадка для изменения складывающейся ситуации? Ответ не заставил себя долго ждать. 8 августа Wildberries объявил о том, что запускает новый сервис защиты правообладателей и покупателей – «Цифровой арбитраж», с помощью которого можно будет отправлять жалобы о нарушении исключительных прав продавцам напрямую.
Как это будет работать? У правообладателя появится возможность взаимодействовать с продавцами напрямую. При обнаружении контрафакта на витрине обладатель прав на оригинальный товар может создать официальное обращение и заявить о нарушении. Если продавец не сможет доказать правомерность своих действий, то площадка скроет позиции, а при рецидиве – прекратит сотрудничать с недобросовестным поставщиком. В данной модели правообладателю по-прежнему нужно отслеживать контрафакт на маркетплейсе.
Также стало известно, что для усиления контроля крупнейшие маркетплейсы Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет объединились против контрафакта. Официальные источники сообщают: появится единая система, которая будет работать совместно с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) с целью контроля информации о поступающем товаре и производителях. Это должно гарантировать безопасность покупок. Однако информации о том, как данная система контроля будет работать, еще нет, ее эффективность получится оценить только на практике.
Пока пресечение фактов предложения к продаже контрафактной продукции осуществляется путем их самостоятельного выявления правообладателями и последующего направления в адрес администрации маркетплейсов заявлений об удалении конкретных ссылок. Данный процесс зачастую затягивается и порой не приносит результатов.
По нашему мнению, было бы эффективнее на первоначальной стадии допуска товара к продаже запрашивать у продавца документы, подтверждающие легальность продукции и правомерность использования на ней соответствующих объектов интеллектуальной собственности, чтобы исключить появление на маркетплейсах контрафактных товаров.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Фото: pixabay.com, автор Mediamodifier