Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями».
Данный документ был принят в дополнение к мерам, предусмотренным указами главы государства «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ» и «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
Данным указом устанавливается временный порядок исполнения Россией, субъектами РФ, муниципальными образованиями и резидентами (должниками) денежных обязательств, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности правообладателей, причастных к недружественным действиям в отношении России.
В указе определен перечень правообладателей, на которых будут распространяться временные правила. Согласно им должник будет уплачивать вознаграждение, связанное с защитой авторских прав, а также другие платежи, в том числе неустойки, на специальный рублевый счет типа «О», открытый должником в уполномоченном банке на имя правообладателя. Список банков (или уполномоченный банк) определит правительство РФ.
При этом режим спецсчета типа «О», в том числе особенности внесения на него платежей и списания с него средств, будет устанавливаться решением совета директоров Центробанка России. Счет будет вестись только в рублях. При этом согласия правообладателя на открытие такого счета не требуется, а исполнение должником обязательств вне данного счета не допускается.
Положения указа не применяются к договорам на право использования результатов интеллектуальной деятельности, необходимых для ввоза на территорию России или производства на ее территории лекарств, медицинских изделий, промышленной и сельхозпродукции, пищевых продуктов. Он также не распространяется на договоры по оказанию услуг связи, в том числе по передаче данных через интернет и услуг по пропуску трафика. Положения документа не применяются и к договорам, заключенным в целях создания или использования на территории РФ программ для ЭВМ, баз данных, информационных систем и центров обработки данных.
Разъяснения по вопросам применения режима специального счета «О» будет давать Центральный банк РФ, уполномоченные банки для открытия таких счетов правительству поручено определить в десятидневный срок.
Сообщает Online Patent
***
1) Указ не применяется к договорам на право использования результатов интеллектуальной деятельности, необходимых для ввоза на территорию России или производства на ее территории:
- лекарств,
- медицинских изделий,
- промышленной
- сельхозпродукции,
- пищевых продуктов
- оказанию услуг связи, в том числе по передаче данных через интернет и услуг по пропуску трафика
- созданию или использованию на территории РФ программ для ЭВМ, баз данных, информационных систем и центров обработки данных.
2) Так что по сути остается только ширпотреб от одежды до мебели и весь мерч, а также развлечения (музыка, кино, театр, ТВ, живые концерты, фоновая музыка и прочее).
3) В целом выбранная модель регулирования не нова - и раньше статья 327 ГК допускала в случаях:
Так что по сути это просто специальный случай, когда депозит ведется не нотариусом, а банком (по аналогии с аккредитивом), то есть банк выполняет функции эскроу-агента (что сейчас популярно вместо долевого строительства).
Если патентообладатель откажется, обязательства прекращаются.
По сути предложенное регулирование аналогично ситуации действий добросовестного пользователя в отношении использования сиротских (орфанных) произведений с недоступным правообладателем (с той лишь разницей, что тут недоступность обусловлена односторонними действиями по дискриминации субъектов российской юрисдикции со стороны недружественных государств и их субъектов).
Такие действия уже ранее были признаны не конституционно одобряемыми и недобросовестными Конституционным Судом в Постановлении №8-П/2018 по параллельному импорту (Sony против ПАГа).
Вообще говоря, формально указ включает в себя выплаты в результате защиты исключительных прав. То есть, все присужденные компенсации также подлежат выплате по указанной процедуре (хотя этот вопрос в Указе изложен весьма латентно - указ больше посвящен договорным обязательствам, а не деликтным).
Фото: pexels.xom, автор Sora Shimazaki