Последнее время фактически все сувенирные лавки в центральной части города и не только заполнила сувенирная продукция с символикой специальной военной операции на Украине, прежде всего буквой Z. Этот символ – на футболках, кепках, чашках, флагах, магнитах и тому подобном.
В Севастополе периодически можно встретить людей в таком мерче, и, судя по количеству товара, продавцы рассчитывают на массового потребителя — до начала туристического сезона осталось не так много времени.
Реакция на запрос
В популяризации символики специальной военной операции в обществе даже через торговую сеть нет ничего удивительного, поясняет доцент кафедры социологии Крымского федерального университета Андрей Зоткин.
«Это вполне нормально для социальной психологии, широких масс. Мы погружены в информационное пространство, мы с ним синхронизированы. Мы не можем не реагировать на происходящие события, и они отражаются в нашей повседневной жизни, в нашем психологическом выборе. Это абсолютно естественно для человеческой психики», — сказал он ForPost.
В мире регулярно происходят события, которые быстро подхватываются обществом, — от памятных дат до соревнований, не говоря о более масштабных мероприятиях. Поэтому, по мнению специалиста, вполне естественно, когда коммерческий сектор быстро реагирует на общественный запрос.
В продажу символика с буквой Z поступила не сразу. Вначале ей стали украшать автомобили, дома, аватарки в социальных сетях.
«Рынок подстраивается под это и даёт людям то, что они хотят», — подчеркнул Андрей Зоткин.
Ровно так же было и после Русской весны, когда сувенирные точки Крыма и Севастополя заполнила продукция со словами «Крым наш», «Севастополь. Крым. Россия» и тому подобная.
«Запустить мерч с символикой Z вообще не проблема. Нанести печать на одежду или чашки элементарно. Поэтому такая продукция появляется очень быстро. Это говорит о спросе на такой товар», — подтвердил ForPost один из крупных игроков сувенирного рынка Севастополя Олег Махонин.
По его словам, товары с символикой Z — это, безусловно, специфический товар.
«Такой мерч покупают люди с ярко выраженной позицией, которые горячо поддерживают события, связанные с такой символикой», — отмечает Махонин.
Этический вопрос
Когда часть общества желает продемонстрировать свою поддержку российским властям и армии — это естественно. Впрочем, вполне нормально, когда другие граждане придерживаются иной точки зрения.
С другой стороны, насколько этично зарабатывать на эмоциональном порыве небезразличных граждан?
Ответ на этот вопрос уже давным-давно дала рыночная экономика.
Сегодня никого не удивляет продажа символики Великой Отечественной войны накануне и во время Дня Победы, или Андреевских флагов на День ВМФ России.
Если есть спрос, бизнес постарается его удовлетворить, чего бы он ни касался.
При этом продажа мерча не говорит об уровне поддержки обществом конкретного события.
«Здесь мы переходим в плоскость индивидуального выбора. Какая-то часть общества делает этот выбор и выражает свою поддержку, какая-то часть нет. Трудно сказать, большинство или меньшинство граждан поддерживает то, что символизирует конкретный мерч, без специальных исследований и анализа. Пока этого нет, мы может говорить только о том, как человеческая психика реагирует в данных условиях и как это переходит на массовый уровень», — добавил Андрей Зоткин.
Пишут "Новости Севастополя"