С ростом интереса к здоровому образу жизни и усилением государственной поддержки этого направления бренды спортивных событий и команд приобретают все большую популярность. Сегодня мы поговорили с представителем Департамента лицензирования Всемирных летних студенческих игр Екатеринбург FISU 2023 о том, как использовать ресурсы глобальных спортивных мероприятий для реализации лицензионной программы и успешного партнерства с компаниями-производителями лицензионной продукции. Зачем покупать событийную спортивную лицензию, как присоединиться к лицензионной программе Всемирных студенческих Игр в 2023 году компаниям среднего размера и мини-/микропредприятиям, что входит в понятие «бренд Игр» и как государство помогает в борьбе с контрафактом с использованием символики Студенческих Игр 2023 года - читайте в интервью «Вестника».
В июне-июле 2021 года после глобального локдауна из-за пандемии прошел долгожданный чемпионат Европы по футболу, который принимали европейские столицы и Санкт-Петербург, являющийся российской «культурной столицей». Данное событие стало первым предвестником того, что глобальный кризис миновал и начался постепенный выход после пандемии и перезапуск, в том числе крупных мировых спортивных событий. В конце июля и начале августа мир наблюдал за атлетами со всего мира, приехавшими в Токио на очередные летние Олимпийские игры. В следующем году нас ждет Чемпионат мира по волейболу, который пройдет в 10 крупных российских городах – миллионниках и финал Лиги чемпионов на «Газпром Арене» в Санкт-Петербурге. В череде спортивных мероприятий, которые примет у себя Россия в 2023 году, значатся Всемирные летние студенческие Игры FISU в Екатеринбурге. Это мероприятие привлекает особое внимание еще и потому, что оно является своего рода карьерным трамплином для «зажигания» мировых звезд спорта, которые в будущем будут защищать цвета своих флагов на помостах мировых Чемпионатов и Олимпиад. Подобные события привлекают не только спортсменов, но и людей, которые следят за своим здоровьем, занимаются спортом, их семьи и детей, которые хотят быть похожими на лучших из лучших и следуют их примеру с точки зрения самодисциплины, самосовершенствования, уважения к другим и умения побеждать в равных и честных соревнованиях.
Вестник: Подскажите, пожалуйста, зачем, в принципе, нужна лицензионная программа в спорте и, особенно, для мероприятий, который длятся всего несколько недель, а то и дней?
Представитель департамента лицензирования Дирекции (далее – Дирекция): Лицензионная программа любого глобального спортивного мероприятия нацелена в первую очередь на то, чтобы у всех, кто принимал участие в подобных событиях, посещал их и даже тех, кто, по каким-то причинам, не смог побывать на мероприятии, осталась частичка памяти о нем, сувенир, который можно показать или подарить друзьям и родственникам. Во-вторых, лицензионная программа помогает организаторам таких мероприятий частично окупить расходы на их организацию и проведение, что тоже немаловажно. В-третьих, проведение подобных мероприятий всегда стимулирует локальный бизнес и развивает его, привлекая туристов, участников и всех заинтересованных лиц. Получается, что такие мероприятия помогают отелям, ресторанам, магазинам, транспортной инфраструктуре и городской среде повысить уровень оказываемых услуг, перенять новый опыт, научиться чему-то новому и передовому, вывести бизнес на более высокий уровень.
Вестник: Каким образом лицензионная программа может повлиять или помочь локальному бизнесу, например?
Дирекция: Во-первых, использование бренда и символики подобных мероприятий позволяет производителям разного рода продукции и услуг экономить на продвижении продукции на рынке. Ведь оргкомитеты спортивных мероприятий мирового масштаба зачастую стараются постоянно подогревать интерес к событию и чем ближе дата начала, тем интенсивнее. Поэтому, конечные покупатели заранее начинают обращать внимание на появление продукции с логотипами мероприятий такого класса. Во-вторых, конечно же, это возможность получения прибыли от реализации продукции и услуг с символикой Игр. В-третьих, зачастую крупные ритейлеры хотят видеть на полках новинки, которые помогают им привлечь покупателей новой целевой аудитории к себе в магазины, увеличить средний чек и проходимость, проводить промо акции и выстроить программу лояльности, которая помогает удержать постоянных покупателей и отблагодарить их за лояльность к сети. В-четвертых, это возможность для производителя вывести новый продукт на рынок или обновить ассортимент, что поможет быстро и без больших затрат протестировать гипотезу о новом продукте, посмотреть на динамику продаж и получить отзывы о качестве продукции и ее привлекательности для покупателей.
Вестник: По опыту предыдущих игр мы знаем, что только крупные международные компании становятся партнерами игр, в том числе, потому, что такие компании могут позволить тратить сотни миллионов долларов на участие в подобных мероприятиях. Как же быть тем компаниям, которые не зарабатывают сотни миллионов долларов и рублей?
Дирекция: Любая лицензионная программа как раз дает возможность не только не тратить миллионы долларов, но и зарабатывать на том бренде, в который потенциальный производитель верит. Фактически целью любой лицензионной программы с точки зрения бизнес сотрудничества оргкомитета и производителя продукции или услуг является получение прибыли от продажи лицензионной продукции с символикой Игр и, как результат, окупаемость всех первоначальных затрат со стороны бизнеса на приобретение лицензии и производство лицензионной продукции с символикой спортивного мероприятия.
Вестник: А какие права на логотип дает лицензия и что входит в понятие «бренд Игр»?
Дирекция: Благодарю за вопрос, он действительно очень важный. Зачастую потенциальные лицензиаты – покупатели лицензии – думают, что им передаются только права на основной логотип оргкомитета Игр, что не совсем верно. Кроме нескольких вариантов официального логотипа Игр (разные цветовая палитра и расположение), дирекция передает права на использование талисманов, которые были анонсированы в конце 2020 года в результате проведенного конкурса и открытого голосования. Всего их три: Хити - девушка-блогер, Олененок Ягги и Соболенок Кедри. Каждый из них тем или иным образом символично связан с Уралом и передает настроение Всемирных летних студенческих Игр в Екатеринбурге. Кроме этого, по выбору лицензиата, Дирекция может передать права на использование двух наименований: «Екат 2023» и Екатеринбург 2023».
Вестник: Около двух или трех лет назад знаменитый французский производитель одежды - компания Lacoste выпускала тематическую коллекцию одежды и обуви с символикой Олимпиад предыдущих лет, предварительно купив права на использование узнаваемых логотипов олимпийских игр прошлых лет у Международного Олимпийского комитета. Встречали ли вы подобные коллаборации на играх FISU?
Дирекция: Пока не встречал, и в этом смысле Игры в Екатеринбурге в 2023 году будут первооткрывателями. Усилиями Департамента лицензирования Игр удалось договориться с FISU об использовании логотипов прошлых летних студенческих Игр, в которых сборные команды СССР и России завоевывали наибольшее количество медалей в командном зачете и, соответственно, занимали первые места. Мы говорим сейчас о логотипах более чем 10 Игр, а также, о талисманах и официальных постерах игр прошлых лет. Мы уверены, что данная программа под названием «Коллекция исторической символики Игр» будет интересна не только рядовым покупателям, но и коллекционерам. Планируется к выпуску отдельная линейка коллекции одежды, значков, магнитов, почтовых марок и даже, возможно, коллекционных монет, паззлов, канцелярских товаров и наручных часов. Вы спросите, для чего мы это делаем и зачем, в принципе, нужны логотипы прошлых Игр? Ответ на этот вопрос прост: сейчас по всему миру набирает интерес тренд на использование ностальгических брендов, которые близки и знакомы не только молодежи, но и людям более старшего возраста. Поэтому, мы стараемся быть всегда в тренде и удовлетворять потребности не только молодежи, но и старшего поколения, которое еще помнит победы сборной команды СССР. Реализуя эту уникальную программу, мы хотели бы поддержать команду России на будущих Играх и поделиться с ней позитивным настроем на победу.
Вестник: Какие категории товаров наиболее популярны у покупателей и есть ли те товары, которые не подлежат лицензированию?
Дирекция: Лицензию на любой бренд теоретически можно продать любому производителю. Все зависит от этики самого бренда. Полагаю, что бренд, который пропагандирует ЗОЖ и спорт не имеет морального права продавать лицензии на производство сильных алкогольных напитков, табака и его производных. Повторюсь, это зависит от этики бренда. Оргкомитет Игр не приветствует все, что связано с алкоголем и табаком, напрямую, влияющих на жизнь и здоровье людей и молодежи, в частности. Есть примеры производства и реализации белого вина и шампанских вин в период проведения летних олимпийских игр в Лондоне. И здесь, кроме этики бренда, нужно еще понимать специфику и менталитет страны и региона, в котором проводятся те или иные мероприятия.
Возвращаясь же к первой части вашего вопроса, отвечу следующим образом. Продаются лучше товары, которые находятся в тренде, традиционные товары для болельщиков и достаточно большим спросом пользуются уникальные и необычные товары, в том числе, те, которые отражают колорит страны и региона проведения, я имею в виду товары народно-художественных промыслов, традиционных для страны и региона.
Если говорить конкретнее, то, конечно, сейчас популярна одежда, причем, как для взрослых, так и детей (будущих чемпионов, улыбается), обувь и аксессуары (рюкзаки, сумки на пояс, панамы, бейсболки), стикеры, посуда и пр. Ни одно глобальное и локальное мероприятие теперь уже не обходится без брелоков, значков, магнитов, шарфов и других популярных сувениров. Оргкомитет Игр в Екатеринбурге открыт для любых предложений от потенциальных производителей товаров и компаний, оказывающих услуги населению. В настоящее время у нас доступно более 60 категорий для лицензирования товаров, услуг (такси, каршеринг/пуш-шеринг, онлайн-тренировки и пр.) и даже лицензии для организации различных розничных форматов торговли и услуг (официальные магазины, кафе, спортзалы, детские развлекательные и игровые площадки и так далее).
Вестник: Где потенциальный лицензиат-производитель может узнать информацию о лицензионной программе Игр?
Дирекция: Самый простой, быстрый и удобный способ - это зайти в раздел “Лицензионная программа” на нашем официальном сайте https://ekat2023.com/ru/license_programme, где подробно описана лицензионная программа Игр, можно посмотреть и выбрать категории, либо предложить свою категорию. Там же можно оставить заявку на покупку лицензии в той или иной категории или отправить запрос Департаменту лицензирования Игр в случае наличия вопросов, воспользовавшись электронной почтой Департамента: lic@ekat2023.com. Можно, также, ознакомиться с основными документами, связанными с участием в конкурсе и подготовкой коммерческого предложения на покупку лицензии в той или иной категории.
Вестник: Не секрет, что одной из глобальных проблем в области производства фирменной продукции, в том числе лицензионной, и ее реализации, является проблема контрафакта, выражаясь простым языком-подделок. Как Дирекция Игр будет решать или уже решает эту проблему?
Дирекция: Этим вопросом мы озаботились в первую очередь. Поэтому, за 3 года до Игр мы начали отслеживать редкие случаи появления подделок или незаконного использования нашей официальной символики. На постоянной основе ведется работа по информированию силовых органов, таможенной и налоговой служб и других органов, призванных защищать интеллектуальную собственность держателей брендов, с целью предотвращения попыток и пресечения появления контрафактных товаров в магазинах и в других местах реализации продукции. Раз в полгода мы проводим конференции и круглые столы по вопросам предотвращения появления контрафакта. Относительно недавно был выбран официльаный лицензиат, который будет производить защитные голограммы, которые будут размещаться на всей официальной лицензионной продукции Игр. На нашем официальном сайте в разделе «Лицензионная программа» уже сейчас можно проверить на легальность лицензионную продукцию Игр по коду, размещенному на защитной голограмме.
Вестник: Спасибо вам за интересную беседу, надеемся, что наша команда на играх выступит достойно и порадует нас большим количеством медалей в командном зачете, а лицензионная продукция Игр будет яркой, сочной и запоминающейся!
Дирекция: Мы прилагаем усилия, и я уверен, что не только команда, но и все жители России и соседних стран приедут на Игры для того, чтобы хорошо провести время, познакомиться с Екатеринбургом и регионом и увезти с собой официальные сувениры Игр и наших талисманов, которые порадуют друзей и близких и будут вызывать тёеплые воспоминания в душе еще долгие годы!
Специально для «Вестника лицензионного рынка»