В 2017 году в США закрылось 7 тысяч розничных магазинов. Это данные технологической компании Bluecore, работающей в сфере маркетинга. Как отмечают специалисты, это ещё не закат ритейла, но тем не менее происходит серьёзная трансформация розничной торговли. По мнению Bluecore, в новом году успех ждёт тех ритейлеров, которые успеют встать на «цифровые рельсы» и персонализировать свои предложения. Для этого магазинам потребуется использование более совершенных технологий, в том числе на основе интернета вещей. Рассказываем, что сейчас меняется в мировой розничной торговле и каким трендам предстоит в 2019 году следовать российским компаниям.
Тренд 1. Индивидуальное предложение для каждого клиента
Персонализированные предложения — одна из главных задач современных предприятий розничной торговли. Один из способов её решения — использование IoT-маяков и датчиков, которые позволяют отлеживать перемещения клиентов. Если у покупателя установлено мобильное приложение магазина, маяки могут связаться с ним при входе в магазин, предупреждая, например, о скидках на конкретные продукты. Вместо того чтобы делать массовую информационную рассылку по всей клиентской базе, система отправляет сообщения тем, для кого акция сейчас действительно актуальна.
Компания Kimetric разработала систему, которая с помощью датчиков, камер и технологии распознавания лиц способна определить возраст покупателей, их пол, стиль одежды и даже настроение, чтобы сформировать индивидуальное маркетинговое предложение. На основе собранных данных система делит клиентов на определённые группы, для которых формируются специальные предложения. Кроме того, учитываются любимые товарные категории покупателя и средняя сумма чека. Разработку уже активно использует мексиканская компания Femsa, которой принадлежат крупнейшая сеть супермаркетов в стране, транснациональная компания — производитель продуктов питания Mondelēz International и международная пивоваренная корпорация Anheuser-Busch InBev. Исследования показали, что умный подход к анализу клиентов позволил компаниям лучше понять потребности и интересы их покупателей, персонализировать систему лояльности, и в конечном итоге это сказалось на росте продаж.
Аналитики ABI Research прогнозируют, что рынок маяков для розничной торговли к 2021 году достигнет 500 миллионов единиц.
Тренд 2. Отказ от традиционных касс
Как показывают опросы, очередь в кассу является одним из самых раздражающих факторов для покупателей, который к тому же может заставить клиента отказываться от покупки. Поэтому одной из тенденций, набирающих популярность в современном ритейле, является отказ от стандартных терминалов оплаты. Продавцы стараются сократить время, которое тратит клиент с момента выбора продукта и до выхода из магазина.
В магазинах появляются компактные POS-системы на основе планшетов. Причём работники могут использовать их не только для обработки транзакций, но и для того, чтобы, к примеру, проверить запасы товара. Сократить очереди позволяют и кассы самостоятельной оплаты. Также с помощью IoT-технологий можно оптимизировать оплату услуг на больших пространствах. Например, в «Диснейленде» и других парках развлечений посетители получают специальные браслеты, которые одновременно являются ключом от гостиницы и пропуском на аттракционы, а оплата всех услуг с помощью него привязывается к счёту клиента.
Современные технологии размывают границу между интернет-покупками и шопингом в реальном магазине. Многие сети на своих сайтах и в мобильных приложениях дают возможность клиенту купить товар онлайн, а затем забрать его из торговой точки. Технология позволяет сэкономить время, которое покупатель проведёт в магазине, при этом ему не приходится оплачивать доставку, как при обычной интернет-покупке.
Дальше всех пошёл интернет-магазин Amazon, который открыл в США первые умные торговые точки, где все покупки проводятся через мобильное приложение. Таким образом компания полностью избавилась от касс и, соответственно, очередей. Полки и корзины в магазине оснащены камерами, сенсорами и датчиками. Когда покупатель снимает товар с полки, он появляется в его виртуальной корзине в приложении. Продукт, который вернулся на полку, удаляется из корзины. Как только покупатель выходит из магазина, деньги за покупки автоматически списываются с его счёта. Новая технология значительно сокращает количество необходимого персонала для обслуживания торговой точки. В этом году были открыты три магазина Amazon Go в Сиэтле и один в Чикаго. И эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем по этому пути пойдут все умные магазины.
Тренд 3. Умная организация пространства
Задача — сделать поход по магазинам как можно более комфортным для посетителя — реализуется и с помощью умного оснащения торговой точки. Интернет вещей и технологии дополненной реальности меняют традиционные представления о примерочных и зеркалах. Картография и умные полки позволяют легко найти и выбрать нужный товар.
IoT-технологии помогают сокращать издержки ритейлеров. Так, освещение в магазине может регулироваться сенсорами. Датчики отслеживают перемещение покупателя и увеличивают освещённость тех зон, куда он направляется, и напротив — приглушают свет в тех отделах, где нет людей. Датчики, следящие за движением клиентов, и мобильная интерактивная карта помогают ориентироваться в магазине, отправляя на смартфон данные о местоположении покупателя. Умная система через мобильное приложение поможет найти покупателю продукты из его списка, а также подскажет, на какие товары действует скидка. Подобную систему тестирует продуктовая сеть Carrefour во Франции.
Многие торговые сети уже начали использовать умные гардеробные комнаты. Интерактивные зеркала позволяют покупателю виртуально примерить понравившуюся вещь, определить размер и подобрать цвет. Изображение виртуально «надетой» одежды передаётся на дисплей в режиме реального времени. Например, так работают примерочные в некоторых магазинах Adidas. Зеркала в магазинах американского производителя одежды, обуви и аксессуаров Neiman Marcus также используют элементы дополненной реальности. Технологии позволяют поменять цвет выбранной вещи в зеркале, а также посмотреть на себя под углом 360 градусов. Умные гардеробные могут подсказать, какие аксессуары подобрать к выбранной одежде, или показать другие вещи из понравившейся категории. Такие кабинки оснащены RFID-системой, которая автоматически определяет, какие вещи в примерочную принёс покупатель, или сканерами штрихкодов. Подобные цифровые гардеробные установлены в американских магазинах Mango. Кроме того, кабинки оснащаются специальными кнопками, которые позволяют вызвать персонал, если посетителю требуется помощь или консультация.
Эксперты отмечают, что внедрение интерактивных технологий повышает интерес клиентов к магазинам и приводит к увеличению объёмов продаж. Согласно исследованию Zebra Retail Vision, проведённому в 2017 году, к 2021 году 70% предприятий розничной торговли будут использовать IoT-технологии для повышения качества обслуживания клиентов.
Тренд 4. Умный внутренний аудит
Решения на базе IoT могут использоваться и для внутреннего аудита компании. Сенсоры, RFID-системы и GPS-датчики позволяют в режиме реального времени отслеживать путь товара от производителя до магазина и дальше до продажи покупателю. Розница получает информацию о времени, которое товар провёл в пути, температуре, при которой он транспортировался, когда заканчивается его срок годности. Особенно это важно для скоропортящейся продукции.
Умные полки, благодаря использованию 3D-камер, датчиков веса, ультразвуковых и радиочастотных сенсоров, отслеживают, какие товары пользуются большей популярностью, к каким полкам клиенты подходят чаще. Эта информация позволяет своевременно выкладывать на полки востребованный продукт, а также указывает на самые «проходимые» локации, куда менеджеры могут переместить незамеченный товар. Данные, полученные с датчиков, помогают оптимизировать работу персонала, контролировать в режиме онлайн, как акции и скидки влияют на покупательский спрос, вовремя пополнять запасы товаров на складе.
Электронные ценники освобождают магазин от необходимости вручную переписывать стоимость товара и всегда показывают актуальную цену с учётом акций и скидок. А оперативным изменением цен во всей сети магазинов может управлять один сотрудник.
В итоге автоматизация позволяет избежать ошибок, вызванных человеческим фактором. Кроме того, IoT-технологии позволяют оптимизировать штат сотрудников, затраты на логистику и увеличить выручку компании.
А как в России?
«Для клиентов из сферы ритейла у нас есть возможность составлять комплексные умные решения, которые становятся явным конкурентным преимуществом на этом рынке: ведь интернет вещей — это автоматизация процессов, экономия ресурсов, а также точные прогнозы, на основе которых можно принимать стратегически важные решения. Это особенно важно в условиях роста конкуренции на рынке, связанных, в частности, с уходом клиентов в онлайн, — комментирует директор департамента М2М/IoT МТС Сергей Иревли. — Одно из самых популярных решений среди ритейлеров сейчас — «Телеучёт данных». Оно включает комплект оборудования, абонентское обслуживание и доступ к инновационной IoT-платформе с открытым API, который позволяет контролировать расход ресурсов и все важные климатические показатели с помощью различных новейших датчиков, камер и роботов. Показания передаются в хаб, он отправляет их в безопасное облако, и затем анализ данных осуществляется через удобный web-интерфейс, где их можно отслеживать, а в случае нештатных ситуаций система отправляет уведомления через SMS или e-mail. По нашей оценке, среднеформатный магазин благодаря такой системе оптимизирует расходы на электроэнергию и другие ресурсы на 10–15%».
Сообщает сайт media.mts.ru