Вкладчики первого российского инвестиционного кинофонда, созданного для финансирования «Смешариков», рискуют не получить прибыли. Мультфильм собрал всего $7,8 млн — меньше своего бюджета.
«Смешарики. Начало» — совместный проект группы компаний «Рики» (развивает бренд «Смешарики») и студии «Базелевс» Тимура Бекмамбетова (отвечает за продвижение). Для финансирования этого мультфильма «Тройка диалог» в прошлом году создала первый российский частный инвестиционный кинофонд. Он был зарегистрирован ФСФР в июле 2011 г. как закрытый паевой инвестфонд «Тройка диалог — 3D кино».
«Рики» и «Базелевс» рассчитывали, что за счет средств фонда будет покрыто до 100% производственного бюджета проекта ($8 млн). Эту сумму в фонд удалось привлечь, рассказывали «Ведомостям» в обеих компаниях-партнерах. Еще $3,5 млн было потрачено на продвижение мультфильма, часть этих денег, около $0,8 млн, выделил государственный кинофонд. Общий бюджет мультфильма составил $11,5 млн.
Чтобы окупить эти затраты за счет проката (основная часть доходов любого кинопроекта) и получить прибыль, «Смешарики» должны были собрать минимум вдвое большую кассу, т. е. $23 млн, так как половину сборов оставляют себе кинотеатры. Но по данным журнала «Кинобизнес сегодня», за три недели проката (22 декабря — 8 января) мультфильм собрал в России и СНГ (за исключением Украины) только $7,8 млн.
Как объяснял летом прошлого года теперь уже бывший главный исполнительный директор по управлению бизнесом «Тройки диалог» Жак Дер Мегредичян, созданный управляющей компанией фонд — новаторство не только для российского, но и для мирового кино: «Фильмы в основном финансируются либо одним-двумя продюсерами (крупными мейджорами типа Universal, XX Century Fox), либо через фонды private equity; частному инвестору вход в такие проекты, как правило, закрыт». Фонд «Тройки», продолжал Дер Мегредичян, в отличие от них финансирует не киностудии, а конкретные проекты и на короткий срок — полтора-два года.
«Смешарики» — пилотный проект по привлечению в кино профессиональных инвесторов, «Базелевс» рассчитывает применять ту же схему финансирования и при производстве других фильмов, говорил тогда же управляющий директор кинокомпании Никита Трынкин.
Прибыль от проката «Смешариков. Начало» и продажи прав на телевидение и DVD должна распределяться по следующему принципу: сначала пайщикам «Тройки диалог — 3D кино» возвращают сумму вложенных в фонд инвестиций, затем между ними, «Рики» и «Базелевсом» делятся оставшиеся средства, рассказывали генеральный продюсер «Смешариков» и основной владелец ООО «Рики» Илья Попов и Трынкин.
Другой отечественный мультфильм, «Иван-Царевич и Серый Волк» (производство кинокомпании СТВ), собрал в прошедшие новогодние каникулы рекордные для российского анимационного проекта $20,5 млн. «Этот мультфильм ориентирован в первую очередь не на детей, а на взрослую аудиторию, — комментирует Попов, — а “Смешарики” кинотеатры ставили чаще всего на утренние сеансы, билеты на которые заметно дешевле вечерних».
«Для детского проекта мы собрали хорошую сумму», — уверяет Попов, но тут же признается, что ожидания от проката были гораздо выше и получены невыдающиеся результаты. «У нас есть еще год, чтобы заработать прибыль для инвесторов фонда, и мы прилагаем все усилия, чтобы ее получить, пока итоги подводить рано», — резюмирует он. Всего на прокате в России и СНГ «Смешарики» соберут около $10 млн, рассчитывает Попов. Продюсеры мультфильма уже получили около $1 млн на продаже телеправ «Первому каналу» и СТС Media, продолжает он, и еще планируют заработать на международном рынке — уже есть договоренности на прокат в Азии.
Гендиректор СТВ Сергей Сельянов говорит, что пока у отечественной анимации не было серьезных успехов за рубежом и ни одному проекту не удалось собрать заметной кассы за пределами России. «Но я не исключаю, что именно “Смешарики” станут первыми», — утешает Сельянов.
Представитель «Тройки диалог» Полина Новоселова отказалась комментировать деятельность фонда, сославшись на запрет ФСФР раскрывать любую информацию по закрытым ПИФам: «Оценивать результат “Смешариков” сейчас преждевременно — проект изначально рассчитан на более долгий срок, и его успех зависит не только от проката на российском кинорынке».
Сейчас «Смешарики» широко известны прежде всего как мультипликационный сериал, который идет на телевидении с 2004 г. По словам Попова, «Смешарики» в 2010 г. заработали около $200 млн, основную часть принесла продажа игрушек, продуктов, тетрадей и прочих товаров под брендом «Смешарики», тогда как доля телеправ в доходе проекта «ничтожна».
Данных за 2011 г. пока нет.
Пишут “Ведомости”