Под эгидой передачи «Спокойной ночи, малыши!» появится новый образовательный проект. Телекомпания «КЛАСС!», производитель передачи, демонстрирует неплохую растяжимость прославленного бренда, но тянет при этом в одну сторону.
В канун зимних каникул телекомпания «КЛАСС!», создающая программу «Спокойной ночи, малыши!» планирует запустить новый научно-популярный проект на основе материнского бренда — «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей и…». В передачах цикла детям простым языком расскажут о полюсах, материках, объяснят, что такое русло, приливы и отливы, покажут вулканы, джунгли и ледники. Над сценариями работали авторы творческой группы «Спокойной ночи, малыши!» – детский поэт Татьяна Коваль, Павел Виноградов, редактор Наталия Чичко, которая участвовала в создании таких телепроектов компании, как «Пока все дома», «Сразись с нацией» (обе передачи неоднократно становились лауреатами премии ТЭФИ) и других известных программ. Консультантом проекта стал кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института географии РАН Алексей Жидков, а соведущим в передаче – замдиректора Института географии РАН Александр Беляев – тот самый, что ведет прогноз погоды на НТВ.
По мнению Беляева, необходимость в детской передаче подобного рода назрела давно. «Население России знает географию очень плохо. Ситуация почти катастрофическая – дети начинают изучать ее только классе в шестом, а к одиннадцатому уже забывают, и так живут потом всю жизнь. И так было, в общем, всегда: в советские времена во время войны в Афганистане многие люди считали, что эта страна находится на севере СССР».
Гендиректор телекомпании «КЛАСС!» Людмила Зайцева объясняла идею проекта схожим образом: хотелось «сделать не учебник, но интересный сборник неочевидных даже взрослым фактов». Новый образовательный цикл станет младшим братом в семействе просветительской семьи бренда «Спокойной ночи, малыши!», состоящей из передач «Английский язык», «Русский язык» и «Учимся считать», которые также ведут Хрюша, Степашка, Филя и другие.
Можно сказать, что полюбившиеся детям телеперсонажи расцениваются создателями в первую очередь как просветители. За пределами телевидения Хрюша и компания участвуют в основном в развивающих настольных играх: «Хрюшина азбука», «Степашкина арифметика» и «Каркушин букварик»… Даже компьютерные игры телевизионных зверей в основном развивающие, например, «Логический тренажер» или «Чтение по слогам». Фактически немногими побочными продуктами бренда остаются только одноименный журнал, да еще ежегодный музыкальный праздник, на котором популярные артисты поют песни из детских фильмов и мультиков. Ближайший такой концерт, к слову, состоится в Кремле 23 ноября.
Словом, диверсификация продуктов бренда невелика. Совсем уж культуртрегерской командой нестяжателей Хрюша и Ко выглядят в сравнении со «Смешариками». Проекту меньше десяти лет, и за это время они сумели развить удивительную для России маркетинговую деятельность.
История «Смешариков» началась в 2002 году со встречи одного из создателей студии «Пилот» Анатолия Прохорова с дизайнером Ильей Поповым и художником Салаватом Шайхинуровым. Когда в 2003 году «Смешарики» попали на телевидение, готово было всего три серии. Через семь лет суммарное эфирное время превысило 300 часов, а ежедневная аудитория составляет более 5,5 млн зрителей. Капитализация бренда возрастала стремительно.
Вслед за первым форматным анимационным телепроектом появилось телешоу, форматом напоминающее «Спокойной ночи, малыши!», обучающий цикл «Азбука безопасности» и около двадцати игр, среди которых чисто развлекательных не меньше, чем развивающих.
Продаются гигантские объемы всякой мелкой ерунды. Персонажей сериала можно найти более чем на трех тысяч видов продукции – от формочек для песка, ручек и кошельков до пены для ванн, белья и мобильных телефонов. Все это производит по лицензии около 70 предприятий, общая выручка составляет более 200 миллионов долларов в год. Планируется открыть около трехсот фирменных магазинов «Смешарики». В 2008 году оператор связи «МегаФон” запустил новый тарифный план «Смешарики» для детей и родителей. Зарубежные представительства «Смешариков» расположены в Гонконге, Мюнхене и Белграде.
Одним из промежуточных финалов текущего этапа стратегии Прохорова со товарищи можно считать создание полнометражки «Смешарики. Начало» — первого анимационного фильма, на 100% снятого на деньги частных инвесторов. Напомним, что другая успешная франшиза — «Богатырская сага» студии «Мельница» — на 40% оплачивалась Минкультом.
Примечательно, что новые «Смешарики 3D» в отличие от сериала, ориентированы на более взрослую аудиторию. Анатолий Прохоров говорит: «На кино малыши-дошкольники не ходят, так как не могут выдержать полтора часа. Поэтому наша киношная история рассчитана на аудиторию от 7 до 57». Впрочем, и сериал совсем уж детским назвать трудно. В сериях постоянно встречаются отсылы на произведения массовой культуры и даже на интернет-мемы, которые могут порадовать взрослых людей.
В этом нет ничего удивительного, ведь даже за детский продукт платить будут взрослые, поэтому их необходимо как-то заинтересовать, а уже потом растягивать бренд на сопутствующие товары.
На данный момент трудно представить, чтобы выпуски одного из проектов «Спокойной ночи, малыши!» взрослых зацепили настолько, чтобы они массово понесли деньги и повели своих детей. Сейчас самая старая детская передача на ТВ даже ностальгию вызовет не у всякого. А главный плюс – неизменность формата и внешнего вида кукол становится также главным минусом.
Пишет газета “Московские новости”.