r_arrow

Деньги из «лобного места»: экономика скандального шоу «Дом-2»

20 июля 2017 г. 3:00
img

За скандальной мишурой реалити-шоу «Дом-2» скрывается корпорация с оборотом более 5,7 млрд руб. в год. Бенефициарами телестройки побывали депутат Госдумы, 
вице-президент РФС и крупный поставщик труб для «Транснефти».

«Дом-2» — один из главных долгожителей отечественного телевидения. Премьера реалити-шоу состоялась на канале ТНТ 11 мая 2004 года. С тех пор в эфир вышло более 16 тыс. выпусков (с учетом повторов), подсчитали в исследовательской компании Mediascope. Через проект прошли около 2 тыс. участников: кто-то не продержался и недели, кто-то провел на «Доме-2» годы.

Сгущенка, тушенка, арахис, мороженое, фасоль, огурцы, кабачковая икра. С весны 2017 года участники проекта рекламируют товары с символикой «Дома-2»: часть жарких дискуссий они ведут на кухне на фоне баррикады из пачек молока со знаменитой эмблемой, логотипы других продуктов безжалостно заклеиваются непрозрачным скотчем.

Право поставлять брендированные товары на полки магазинов в обмен на роялти от СПП получили две компании. Одна — московский «Торговый «Дом-2», наполовину принадлежит Анохину, другая — «Весна», зарегистрированная в Ангарске. Все переговоры от имени «Весны» ведет предприниматель Сергей Мишаков, называющий себя «управляющим проекта»: в Сибири у него был дистрибуторский бизнес, но в конце 2016-го Мишакова признали личным банкротом с долгом в 640 млн руб.

Сгущенка, тушенка, арахис, мороженое, фасоль, огурцы, кабачковая икра и чай — это далеко не полный список товаров с символикой шоу (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Найти продукты с логотипом «Дом-2» можно, например, в магазинах Fix Price. Продукты с символикой шоу расходятся наравне со схожими товарами категории, утверждает директор департамента маркетинга ретейлера Виктория Смирнова. Собеседник журнала РБК в одной из компаний-поставщиков менее оптимистичен: по его словам, в целом продажи идут не очень — «видимо, люди стесняются своего интереса к «Дому-2». Наладить выпуск брендированных продуктов пытались еще в эпоху Комиссарова, но эта сфера всегда была побочным источником монетизации.

Официально выручка СПП за 2015 год, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 4,8 млрд руб. При этом компания занимается шоу «Перезагрузка» для ТНТ, производит кино и сериалы, имеет долю в канале «ТНТ Music», а также владеет правами на показ фильмов ряда зарубежных кинокомпаний на российском телевидении.

В 2014–2015 годах канал платил СПП около $3 млн ежемесячно ($36 млн в год), вспоминает бывший производитель шоу: он не исключает, что позже эта сумма могла измениться — в кризис все взаиморасчеты по контракту перевели в рубли. При расчете платежа в связи со сменой подрядчика начали учитывать инвестиции в создание новых съемочных площадок, рассказывает Мишин, но конкретную стоимость закупки не называет.

Реальная стоимость создания реалити-проекта может быть ниже $3 млн, считает бывший топ-менеджер одного из телеканалов: «Основные затраты всегда — это запуск проекта, сейчас уже идет потоковое производство». Гендиректор компании «Мир Реалити Продакшн» Дмитрий Рожков не согласен: это нормальный ценник для производства такого шоу как «Дом-2», где часть съемок проходит на Сейшелах. Стоимость одного эпизода похожего реалити-шоу «Каникулы в Мексике — 2», выходившего на СТС в 2012–2013 годы, составляла $50 тыс., рассказывает собеседник, близкий к производителю проекта. Всего за год и три месяца вышло около 650 выпусков (данные Mediascope без учета повторов), за которые канал мог заплатить около $33 млн.

В любом случае ТНТ и связанные с ним структуры способны с лихвой компенсировать производственные затраты. Общая стоимость прямой рекламы, выходившей внутри эфиров «Дома-2» в 2016–2017 году, могла достигать 290 млн руб. в месяц (без НДС), посчитали эксперты коммуникационного агентства MediaCom на основе данных проекта TV Index компании Mediascope (агентство оценивало внутренние коммерческие сетевые, орбитальные и локальные блоки за январь 2016 — май 2017-го). При этом в MediaCom подчеркивают: эта цифра «не является оценкой доходности проекта или канала».

Аналитики другого агентства оценили объем рекламных размещений чуть ниже — около 260 млн руб. в среднем в месяц в 2016 году. В январе—мае 2017-го был прирост в 60%, уточнил собеседник журнала РБК в агентстве. Продажами рекламы в эфирах скандального шоу с начала года занимается учрежденный федеральными телеканалами «Национальный рекламный альянс».

Отдельной статьей доходов проходят так называемые спонсорские интеграции. «Дом-2» стал «клондайком» для product placement, отмечает Троицкий: «Когда ставишь продукт в обычный сериал, он там торчит из всех щелей. В «Доме-2» все можно сделать более или менее органично и аутентично». В 2005-м реклама сторонней продукции принесла $4 млн, а в 2008-м — $8 млн, или свыше 200 млн руб. (данные журнала «Бизнес» и газеты «Ведомости»). Более свежих данных нет, в «Газпром-медиа», чей сейлз-хаус отвечает за «органичные и аутентичные» интеграции, отказались отвечать на какие-либо вопросы.

Цифровые проекты, связанные со «строительством» любви в эфире, приносят пока меньше денег. Ежемесячный оборот крупнейших сетевых платформ — сайта Dom2.ru, групп в соцсетях, чата в Viber, аккаунтов действующих участников в Instagram и мобильного приложения «Дом-2.Знакомства» — не превышает 12 млн руб., оценивает директор по работе с клиентами агентства i.Com Сергей Ефимов (в его расчетах не учитывается приложение «ТНТ-Клуб»). С учетом 0,5 млн руб. от премиум-подписки в приложении для знакомств годовой доход digital-проектов в пересчете на год не превышает 145 млн руб.

Свой «цифровой» заработок забирает и СПП: помимо продажи рекламы в Instagram действующих участников и ведущих проекта, в конце 2016-го компания Карманова выкупила журнал «Дом-2» у структур, близких к соучредителю радио «Русский Берлин» Дмитрию Фельдману, и теперь предлагает рекламные позиции как в печатную версию, так и в соцсети издания. В 2015-м выручка журнала составляла 170 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»). Максимальный доход от размещения рекламы в Instagram участников едва ли больше 0,7 млн руб. в месяц (8,4 млн руб. в год), считает Ефимов. «На рынке существует профицит блогеров, востребован уникальный стиль, а все участники «Дома-2» — на одно лицо», — объясняет эксперт агентства i.Com.

В «ТНТ-Телесеть», СПП, ЕТК отказались общаться с журналом РБК по поводу этого текста, так же поступили Михайловский и Мишаков. На просьбу о встрече с Кармановым в приемной ЕТК ответили отказом — в связи с «его отсутствием в Москве», попытки уговорить бизнесмена пообщаться через его знакомых тоже не увенчались успехом. Бывший директор ТНТ Роман Петренко (возглавлял канал в 2002–2013 годах) не стал обсуждать финансовые показатели тех времен, написав корреспонденту журнала РБК, что в теме «Дома-2» «много чувствительных моментов».

Канал ТНТ не раскрывает выручку второй год подряд, в 2015-м она могла составить 16,5 млрд руб., писали «Ведомости». Оборот денег, крутящихся во «вселенной» «Дома-2», по расчетам журнала РБК, сейчас превышает 5,7 млрд руб. в год. «Директор любого канала мечтает, чтобы у него появился системообразующий проект, который выдает продукт 365 дней в году», — считает Мишин. Сколько еще раз по 365 дней в эфире будет «Дом-2» — вопрос открытый, но автор гимна проекта со словами «будем строить чувства, секс, любовь и дом» Солнце (Николаева) уверена: «Никто не будет убивать курицу, несущую «золотые яйца».


 

Подробнее читайте на РБК
 

 

Российские новости