r_arrow

Игрушечная арифметика: как сказались санкции на производстве детских товаров

21 апреля 2016 г. 3:00
img

2 процента, отвоеванные у импортеров, — это десятки тысяч игрушек, кроваток и чепчиков. «МК» в Питере» из номера в номер инспектирует различные сферы нашей повседневной жизни на их пригодность к импортозамещению. Сегодня мы рассмотрим индустрию детских товаров — смогли ли отечественные компании сыграть на патриотических чувствах россиян и обеспечить подрастающее поколение «родными» игрушками, нарядами и подгузниками.

В три раза меньше кукол и мячиков

Анализируя в конце 2014 года возможности российского рынка детских товаров, мы писали о том, что он активно развивается. Тогда кризис только подступал к кошелькам петербуржцев, и горожане еще позволяли себе баловать своих чад, хотя уже и ограничивали себя в покупке одежды и гаджетов.

По данным российской Ассоциации индустрии детских товаров, до начала экономических трудностей наши сограждане покупали в среднем 10 игрушек каждый квартал, а в 2015-м этот показатель резко сократился — ребенок теперь может рассчитывать лишь на пять новых игрушек в полгода, то есть получается почти в три раза меньше прежнего.

Такая арифметика неудивительна. Цены на детские товары выросли в стране за прошлый год аж на 30 процентов. При всем желании родители не могут угнаться за такой инфляцией. Экономить начали прежде всего на игрушках, электронных устройствах (радионянях, люльках-качалках, развивающих мини-компьютерах) и детской посуде. Сократились продажи одежды. Но на прежнем уровне остались продажи средств гигиены — в первую очередь подгузников.

Эксперты отмечают, что, как и во многих других сферах, в «детской» покупатели перекочевали от дорогих, брендовых вещей к среднему и низкому ценовым сегментам, в которых как раз чаще всего и можно встретить отечественных производителей.

В итоге в 2015-м российским предприятиям, работающим в сфере детских товаров, удалось отвоевать у иностранцев небольшую долю рынка.

— В 2015 году в зависимости от товарной группы российские изделия занимали от 9 до 39 процентов объема рынка. По нашим данным, на долю российских компаний приходилась четверть всего рынка, что на 2 процента больше, чем в 2014-м, — рассказала президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина.

Казалось бы, 2 процента — небольшой прирост, на грани статистической погрешности. Однако в реальном выражении это десятки тысяч товаров, сделанных и реализованных в России — от игрушек до мебели.

— К примеру, 10 крупнейших российских фабрик выпускают и продают в год более 50 миллионов игр, — говорит Антонина Цицулина.

«Смешарики» — двигатель торговли

Чтобы поддержать отечественных производителей детских товаров, еще в 2013 году была утверждена стратегия развития этой отрасли. В 2014-м ряд таких компаний попали в программу государственной поддержки. Эта помощь постепенно начинает сказываться, хотя окончательные результаты еще впереди. В 2015-м более 250 миллионов рублей в виде субсидий было выделено из бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По сведениям специалистов, ведутся работы на законодательном уровне и в деле стандартизации, что должно дать преимущества российским товарам.

— У нас неплохие показатели в одежде для малышей, школьной форме, игрушках, особенно пластмассовых и деревянных, в настольных играх, пазлах, детской мебели, детском питании, игровом, спортивном оборудовании, в том числе для детских площадок, в коррекционной и реабилитационной продукции, — перечисляет достижения коллег Антонина Цицулина.

Кроме того, успехи делают и российские обувщики. Напомним, в прошлом номере «МК» в Питере» рассказал (см. статью «Не на лабутенах, но в штанах») о том, что производители обратили внимание на конкуренцию между турецкой и российской ортопедической обувью для малышей. Турки поставляют ее в нашу страну в большом количестве. Однако на деле их ботинки и туфли дешевые, но вовсе не ортопедические, а просто удобные. Они не помогают исправлять проблемы со здоровьем. А вот российские обувщики все делают с учетом медицинских требований. Правда, выходит подороже.

Еще один предмет гордости за наших «детских» производителей — индустрия развлечений. Российские аниматоры, создавшие мультфильмы «Смешарики» (питерская студия «Петербург») и «Маша и медведь» (московская студия «Анимаккорд») дали заработать сотням других компаний, которые начали выпускать многочисленные сувениры, одежду, книжки и еще кучу мелочей с мультперсонажами.

Российские подгузники существуют!

Отечественные компании также справляются с выпуском средств гигиены для детей. Шампуни, мыло, зубные пасты — все это можно найти с маркировкой «Сделано в России». Даже четверть подгузников, продаваемых у нас в стране, отечественного производства. Правда, спроси любую питерскую маму, часто ли она покупает российские подгузники, многие вряд ли вспомнят хотя бы название. А они есть: «Пелигрин», «Витоша», «Осьминожки» и многие другие. Но одним не хватает рекламы, у других качество сильно недотягивает до импортных. В итоге мамы выбирают иностранные бренды. Хотя, казалось бы, подгузник — простая вещь (сюда же можно добавить одноразовые пеленки), без которой ни один современный родитель не обходится и на которой можно отлично зарабатывать.

Фонд развития промышленности в феврале этого года одобрил программу по импортозамещению, в рамках которой в России планируется создать пять новых производств в сфере легкой промышленности — в том числе завод по выпуску детских подгузников. Правда, когда их можно будет увидеть на прилавках, не сообщается. Остается надеяться, что на сей раз качество не подведет. А стоимость обещают сделать ниже импортной.

— Кроме того, необходимо усилить ряд направлений господдержки, в первую очередь в разработке инновационной продукции, — уверена Антонина Цицулина.

И как и во многих других отраслях, нужно решать вопрос не только с изготовлением конечных товаров, но и с сырьем. Зачастую оно все еще импортное. Отечественным компаниям пока что удается сдерживать цены на свою продукцию за счет экономии на транспортировке, зарплатах сотрудникам и той части комплектующих, которые получается добыть на родине. Это дает конкурентное преимущество, запускает маховик импортозамещения — родители все активнее покупают российские товары.

МК-цифры

— В России 75 процентов детских товаров импортные. Из них 65 процентов сделаны в странах Юго-Восточной Азии, преимущественно в Китае.

— В отличие от общемировой практики, в России больше покупают детскую одежду (доля рынка составляет 31 процент), а игрушки идут лишь на втором месте (25 процентов против 40 процентов в мире).

МК-прогноз

В 2016 году детские товары, по оценкам экспертов, подорожают на 10 процентов. Рост стоимости, вероятнее всего, начнется с лета. К этому времени ретейлеры продадут весеннюю коллекцию одежды, закупленную ими еще по ценам прошлого года, и выложат на прилавки то, что приобретали уже в 2015-м. А вслед за одеждой дорожать начнет и остальная продукция — игрушки, средства гигиены, канцелярия.

Кстати

Чем меньше игрушек, тем лучше

Психологи утверждают, что современным детям не нужно столько игрушек, сколько им покупают щедрые мамы и папы. Заваленная куклами, конструкторами, машинками или плюшевым зверьем детская отнюдь не скрасит досуг ребенка. Скорее, наоборот. Имея горы игрушек, малыш не будет играть ни одной из них, а лишь приставать к родителям с просьбой о новом развлечении. Все дело в том, что обилие игрушек делает детей невнимательными и неаккуратными, у них не вырабатывается навык ценить вещи. Если же есть всего пара любимых мишек или машинок, то ребенок растет более сообразительным, изобретая все новые «сюжеты», бережливым, учится общаться со сверстниками, договариваясь с ними об условиях игр.

Сообщает МК Санкт-Петербург

 

Интервью и аналитика