r_arrow

Александр Герасимов, директор Суздальского кинофестиваля: «Российские бренды уже покорили многие страны мира»

Feb. 25, 2016, midnight
img

 В Суздале с 16 по 21 марта состоитсяXXI Открытый российский фестиваль анимационного кино, в различных программах будут показаны 98 фильмов, в том числе 6 полнометражных, сериалы, дебюты, студенческие работы, смотреть и оценивать которые приедут со всех концов нашей страны, от 40 студий более 1500 режиссёров, сценаристов, художников, представителей других анимационных профессий и просто любители мультфильмов. Приоритет творчества понятен, но и масштабная деловая программа год от года поднимает на форуме наиболее острые дискуссионные вопросы, решение которых ищут всем анимационным сообществом. О знаменитом кинофестивале, перспективах российских брендов на международном и отечественном лицензионном рынке и об уникальных анимационных проектах студии «Мастер-Фильм» в эксклюзивном интервью рассказывает директор Суздальского форума, генеральный продюсер компании «Мастер-Фильм» Александр Герасимов.

КОРР: Александр, здравствуйте! Вы с «нуля» создали и уже много лет руководите фестивалем, который открыл лицензионному рынку такие успешные бренды, как «Маша и Медведь» и «Смешарики». Как вы оцениваете конкурентоспособность современной отечественной анимации на международном кинорынке?

Александр Герасимов: Да, наверное, наш Суздальский фестиваль в какой-то степени помог открыть эти бренды для профессионального сообщества, ведь это, прежде всего, форум профессионалов. Раз в год в прекрасном древнерусском городе собираются все, кто делает анимацию в современной России, чтобы познакомиться с новыми фильмами, которые были произведены в этом сегменте за отчётный период. Поскольку сериальное движение у нас зародилось немногим более десяти лет назад, то практически с самого начала первые мультсериалы стали участниками фестивальной программы.


some_imgПо поводу конкурентоспособности нашей анимации, думаю, «Смешарики», «Фиксики», «Лунтик», «Барбоскины», «Маша и Медведь» говорят сами за себя. Конечно, российская анимационная индустрия, по сути, только-только встает на ноги по сравнению со многими развитыми странами, но старт у нас очень даже неплохой – уже есть несколько отдельных историй большого настоящего успеха. Российские бренды уже покорили многие страны мира. И есть развитие!


В этой связи очень важной для нас, аниматоров, является поддержка Министерства культуры РФ, оказываемая в производстве мультфильмов. Кроме того, уже в течение нескольких лет государство финансирует организацию стендов на профильных зарубежных кинорынках – в Каннах, Лос-Анжелесе, Анси и других площадках. Важно то, что на этих масштабных мероприятиях мы можем выступить консолидировано.

КОРР: Какими качествами должен обладать мультфильм, чтобы стать успешным брендом?

Александр Герасимов: Наверное, не один десяток раз эти качества перечислялись моими коллегами в различных книгах или статьях, тем не менее, я могу повторить наиболее значимые. Должны быть обаятельные, приятные глазу персонажи, правильно проработанная визуальная стилистика, чтобы не отталкивать зрителя. Безусловно, важны озвучание, музыкальный ряд – незаурядные голоса, фирменные мелодии. Основа всего – сценарий, история, рассказанная увлекательно, внятно и понятно, с долей юмора. Если проект познавательный, то и здесь юмор обязательно должен присутствовать.

КОРР: Считаете ли вы, что коммерческая анимация это менее «высокохудожественный» продукт, чем некоммерческая?

Александр Герасимов: Для меня это непростой вопрос. Если задать его художникам, то многие ответят: сериалы – это ширпотреб, жвачка. Если спросить продюсеров или успешных сериальных режиссёров, ответ не будет столь однозначным. Думаю, что каждый фильм – для своего зрителя. Априори авторское кино более художественно, потому что у него нет рамок. Вот возьмём живопись: реализм и сюрреализм – что более высокохудожественно? Если сериал пользуется успехом у миллионов зрителей во всём мире, может быть, он и не высокохудожественно сделан, но обязательно - качественно. Если же, помимо успеха, он обладает позитивным, развивающим, познавательным или даже обучающим потенциалом, то лично я отнёс бы его к категории высокохудожественного продукта.


some_imgДумаю, что высокохудожественного продукта для лицензионного рынка практически не бывает. Потому что есть законы коммерческого анимационного продукта. Берём сериалы: а) он должен быть большим – десятки, сотни серий; б) он должен делаться быстро; в) он должен делаться недорого. Как при таких «предпосылках» сделать продукт «высокохудожественным»?


КОРР: Что мешает аниматорам выходить в лицензирование и монетизировать свой продукт?

Александр Герасимов:Конечно, в первую очередь существенно мешает пиратство. Студии вкладывают не только большие денежные средства, много времени, но и талант авторов, колоссальный труд всего коллектива в создание анимационного фильма. Но не принимавшие никакого участия в этой сложнейшей работе люди присваивают чужие достижения, зарабатывают на них реальные деньги, не имея не только юридического на то права, но и морального… Это бич, и без помощи государства, в одиночку, с этим многолетним произволом нам не справиться.

КОРР: Чем может быть интересен ваш фестиваль представителям лицензионного бизнеса?

some_img

Александр Герасимов:Суздальский фестиваль – своего рода «зеркало российской анимации», объективно отражающее все процессы, которые происходят в отрасли. Презентация новых имён, идей, фильмов, тенденций. Любой человек, приезжающий на наш анимационный форум попадает в прямом смысле слова в гущу событий. Новичку даже может показаться, что всё хаотично и всего слишком много. Да, у нас действительно очень насыщенная программа, потому что мы должны хотя бы раз в год устраивать такой максимальный обзор, но при этом всё структурировано. Есть фильмы и есть деловая программа, в рамках которой уже в седьмой раз пройдёт Международный конгресс «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат, лицензирование». Для лицензионного бизнеса, как я предполагаю, будут интересны обе составляющие, поскольку учитывают и теорию, и практику во всём разнообразии проявлений. А присутствие на фестивале создателей фильмов - и знаменитых, и начинающих - повышают шансы при личных контактах найти общие точки соприкосновения. Знаете, когда встречаются творчество и бизнес, результаты могут быть самыми оптимистичными - на взаимовыгодной основе.

КОРР: Помимо работы по организации Суздальского фестиваля, вы как продюсер занимаетесь развитием собственной линейки анимационных проектов. Расскажите о них. Работают ли они уже как бренды на лицензионном рынке?

Александр Герасимов: Студия «Мастер-Фильм» занимается как авторской анимацией, так и коммерческими проектами. Четыре года наша студия работала над полнометражным анимационным фильмом «Тайна Сухаревой башни. Чародей равновесия» и год назад выпустила его в прокат. Нас изначально привлекло существование множества мифов и легенд – им уже 300 лет! – о реальной фигуре Якова Брюса на службе Петру Первому. Ближайший сподвижник императора, начальник артиллерии, учёный, прямой потомок шотландских королей, маг, масон и потрясающая личность! А его знаменитая «Чёрная книга» – притча во языцех. Сухарева башня не менее уникальна – это первые в России башенные часы, первое светское учебное заведение в России. К сожалению, самой башни с 1934 года нет, хотя её можно было спасти, архитекторы разработали альтернативный маршрут для Садового кольца, но Сталин вопреки всем доводам настоял на её разрушении. Эти древние стены разбирались по кирпичику – искали колдовскую книгу Брюса.

some_img

Мы решили сделать историческое фэнтези, совместив два жанра, поскольку такой эксперимент увлекателен и сложен одновременно - свободный полёт фантазии не так-то просто облечь в строго определённые жанровые рамки. За каждым фильмом, который был сделан в России, стоит либо фольклор, либо исторический эпизод, либо литература. И до «Чародея» не было ни одного фильма в жанре фэнтези, популярном во всём мире, дающем аниматорам широчайшую волю в решении и реализации самых смелых идей. Нам не хотелось «просто иллюстрировать историю», поэтому параллельно с подлинными событиями на экране появляются волшебные миры, и действие закручивается между разными реальностями. Наш «Чародей» сделан в 3D и неплохо прошёл по экранам страны. А сейчас уже есть разработки второго полного метра и несколько готовых эпизодов одноимённого сериала. Мы ищем партнёров для продолжения столь многообещающего и масштабного проекта. Как продюсер я уверен, что наша «Сухарева Башня» содержит в себе огромный потенциал и для анимации, и для аудитории, и для партнёрских решений.

КОРР: Тогда расскажите, пожалуйста, о другом проекте «Мастер-Фильма» - «Три котёнка»: об основной идее этого мультсериала, на какую аудиторию он ориентирован и чем отличается от подобных западных продуктов для той же аудитории?

Александр Герасимов:На Западе подобных проектов очень много, а у нас с такой возрастной категорией редкие студии решаются работать.


some_imgВидите ли, наш проект адресован самым маленьким – буквально для малышей от рождения до 3-4 лет. Конечно, нельзя игнорировать аудиторию пап и мам этих детишек, поскольку именно они выбирают досуг для своих чад. Мы знаем, что родители наш проект одобряют, активно смотрят – в день порядка 200 тысяч просмотров в Интернете.


В чём его уникальность? Каждая серия «Трёх котят» - это 2-минутная милая, ласковая, детская песенка. Есть серии на 4,5 минуты: сюжетная часть и песенка в качестве драматургической развязки. Мы называем наш проект «ОБЖ для малышей», то есть каждая песенка демонстрирует то или иное правило жизни и безопасности. Например: нельзя рисовать на книжках, оставлять открытым холодильник, одному лезть в воду, вредно долго смотреть телевизор, мокрые после прогулки варежки нужно высушить на батарее… Мы акцентируем внимание на безопасности самого проекта для детского восприятия: мягкие краски, спокойная музыка, приятные персонажи, плавный темпоритм. Там нет ничего агрессивного, злого, раздражающего, что могло бы ребёнка расстроить, взвинтить. В комментариях родители сообщают нам, что даже гиперактивные детки успокаиваются под воздействием наших фильмов.

some_img

КОРР: Где вы продвигаете ваш проект, и каких результатов уже удалось добиться?

Александр Герасимов:  «Три Котенка» показывают практически все видео интернет-площадки России и СНГ, группы есть во всех соцсетях. Наш проект охотно берут на ТВ – он уже присутствует на «360» и «Мультимании», ведём переговоры с другими каналами. Выпустили несколько детских книжек, интерактивно-развивающие приложения с заданиями по разным темам, сделали на данный момент более 60 караоке на все серии. Занимательное приложение - видеоролики «В гостях у котят»: наш директор по связям с общественностью – а дети, безусловно, тоже «общественность»! – Виктория Осипова своими руками изготавливает интересные поделки, попутно рассказывает истории с котятами, и получается своеобразный «урок труда» для малышей.

КОРР: Какие товарные категории, на ваш взгляд, лучше всего подходят для бренда «Три котёнка»?

Александр Герасимов:Это практически все товары для детей, находящиеся в сегменте «от 0 до 4 лет» - игрушки-погремушки, пустышки, бутылочки, одежда, постельное бельё, мыло, шампуни, полотенца, посуда, детское питание, сладости… По отзывам родителей, наши персонажи пробудили высокую лояльность целевой аудитории, что, безусловно, нас радует. Дети постарше уже могут сказать родителю: «Хочу вот это!», а грудничок и делающий первые шаги малыш полностью зависят от выбора родителей. Это объективная сложность в работе с данной возрастной категорией, которую мы всё-таки не хотим обделять нашим вниманием. Важно заметить, что для таких малышей подобных проектов у нас крайне мало, поэтому и рынок предлагаемых уже сейчас товаров не очень-то широкий. Это даёт «Трём котятам» весомые преимущества.

some_img

КОРР: Какие у вас планы по поддержке бренда на ближайшее время?

Александр Герасимов:Создаём вариант серий на английском языке (автор текста и исполнители – носители языка), чтобы представить наш проект на международном рынке. Думаю, что английский вариант «Трёх котят» будет востребован также и в России - родителями, желающими приобщить к иностранному языку своего ребёнка буквально с пелёнок. Возможно, будем разрабатывать эту же схему и на других иностранных языках – посмотрим. Как учебный по своей сути формат, поданный в развлекательной форме, наш сериал будет для любого малыша отличным средством постижения мира уже потому, что говорит с ребёнком на его языке. Мы хорошо понимаем его невысказанные вопросы и предупредительно на них отвечаем.

КОРР: Каких партнёров вы приглашаете к сотрудничеству? Какую помощь лицензиатам вы можете оказать?

Александр Герасимов:Дети смотрят каждую серию по много-много раз, что для лицензиатов, безусловно, существенный плюс.


some_imgНаверное, более эффективно было бы работать под конкретный заказ и конкретный товар, чтобы вместе с партнёрами обсуждать все тонкости и все возможности воплощения наших персонажей в предметный осязаемый мир. В любом случае, потенциал у товарного брендинга имеется, и немалый, и мы приглашаем к сотрудничеству, прежде всего, заинтересованных людей.


Тем более что просмотры «Трёх котят» свидетельствуют о том, что наш проект находится в первой десятке рейтинга самых популярных отечественных мультсериалов. В прошлом году мы провели такой эксперимент: сделали перерыв в выпуске новых серий на 7-8 месяцев. И за это время количество просмотров практически не уменьшилось. Интерес к продукту не падает!

Сейчас постепенно будем выпускать в свет 10 новых серий с новым персонажем по имени Тим-Тим. Это хоть и гаджет, но со своим веселым и любознательным характером. Тим-Тим – волшебное, но очень уже узнаваемое в наших реалиях, существо. С одной стороны, малыш еще не понимает, что такое высокие технологии, а с другой – он очень часто видит это приспособление у родителей и хочет знать о нём всё. Наш новый персонаж создан именно для развития естественного детского любопытства.

some_img

КОРР: С объективной точки зрения, проект имеет все шансы стать долгоиграющим и прибыльным?

Александр Герасимов:В производстве находятся ещё 12 серий. Успех самого сериала очевиден, а все то, о чем я говорил выше, как раз и есть подтверждение его коммерческой состоятельности на долгие годы. И мерчендайзинг необходим именно для того, чтобы полученные от него деньги пустить в производство новых серий. Так существуют все сериалы. Скажем, прибыль проекта «Маша и Медведь», по словам создателей, только на 35-40% формируется от продажи самого сериала, а 60-65% - от мерчендайзинга. Мы пока делаем сериал фактически на свои деньги, иногда и частично помогает государство.

КОРР: На ваш взгляд, каковы перспективы российской анимации на лицензионном рынке?

Александр Герасимов:Наша анимация как индустрия находится, по большому счёту, ещё в начале пути, и зачастую вот что происходит. Российские студии презентуют свои проекты лицензиатам и лицензионным агентствам, которые тут же запрашивают у студий style guide, brand-book и медиаплан, главным элементом которого является количество показов на ТВ. И с точки зрения западной модели функционирования рынка, эта практика верна: владелец бренда должен показать и доказать его успешность. Но на Западе рынок уже давно развит, и в десятки раз он больше нашего! Когда приходит к лицензиатам, например, компания «Disney», у неё есть и brand-book, и медиаплан, и большие деньги для продвижения бренда, в том числе, чтобы проспонсировать телеканалу эфир сериала – как рекламного ролика! У западных медиагигантов за долгие десятилетия существования их огромного бизнеса уже сформировались ресурсы и возможности - миллионные бюджеты на производство и промоушн собственного бренда.

Откуда такие деньги на оплату эфира и другие статьи по продвижению сериала у наших производителей анимации? Особенно, если проект находится в самом начале своего развития.


some_imgИ получается замкнутый круг: лицензиаты боятся связываться с новыми, а потому неизвестными брендами, а у производителей нет ресурсов на раскрутку дорогостоящего проекта. Лицензионные агентства тоже не спешат вкладывать в продвижение, предпочитают работать с западными продуктами. И в этой ситуации, я считаю, что принципиально важна и нужна помощь государства – в планомерной и комплексной поддержке и продвижении отечественных брендов.


 Но самое главное, чтобы и все участники рынка - телеканалы, производители товаров, ритейлеры, лицензионные агентства - проявили свой патриотизм, дальновидность и смелость, помогая российским мультгероям пробиваться к российским детям!

                                                                                   Арина Абросимова

специально для Вестника лицензионного рынка

Интервью и аналитика