В апреле 2015 года «Вестник лицензионного рынка» провел исследование рынка лицензионных товаров. На полках розничных сетей были представлены товары под 153-мя лицензионными брендами. В связи с растущей на фоне кризиса конкуренцией в отрасли, предпочтение потребителей к определенному бренду выходит на первый план. В этих условиях лидерами становятся так называемые «нишевые» бренды, потому что целевая лояльная аудитория обеспечивает лицензионным товарам стабильный спрос. Особенности работы с нишевыми тематическими брендами мы рассмотрим на примере пакета телекомпании «Первый ТВЧ». Она представляет на рынке пять брендов, ориентированных на определенную и уже сформированную аудиторию – зрителей тематических каналов. Читайте в материале «Вестника», как правильно лицензировать тематические бренды, в чем преимущества работы с ними, и в каких товарных категориях они наиболее уместны.
«Нишевыми» мы называем бренды, которые связаны с той или иной областью интересов современного человека. Например, спорт, кулинария и домоводство, охота и рыбалка, сад и огород, здоровый образ жизни, материнство – всё, что приносит человеку радость и удовольствие. Такие бренды нацелены в основном на взрослую аудиторию. Они тематически ориентированы и вызывают у покупателя определенные эмоции и ассоциации, связанные со сферой, к которой относится бренд.
Сегодня из-за финансовых сложностей потребитель вынужден тщательно выбирать покупки и отдавать предпочтение тем товарам, которые наиболее ему подходят. Эксперты-маркетологи уверены: в новой реальности успех ждет того, кто предложит покупателю решения, связанные с эмоциями. Возможно, именно сейчас в России настало время нишевых брендов, дающих человеку возможность выразить себя и почувствовать свою индивидуальность.
Ярким примером нишевого лицензирования являются бренды телекомпании «Первый ТВЧ», которая специализируется на создании тематических каналов для кабельного и спутникового телевидения. Из 11 каналов компании лицензиатам предлагаются 5 наиболее популярных: «Охотник и рыболов», «Загородный», «Телепутешествия», Zoo TV и «Рыжий». Их технический охват превышает 43 000 000 телезрителей.
На данный момент телеканалы компании «Первый ТВЧ» доступны на всей территории России через кабельных и спутниковых операторов. «Наши телеканалы уже давно на этом рынке, они завоевали широкую лояльную аудиторию, которая смотрит их ежедневно и доверяет им», - комментирует Екатерина Гаврина, менеджер по лицензированию телекомпании «Первый ТВЧ».
Несмотря на то, что компания "Первый ТВЧ" занялась лицензированием около полутора лет назад, ее партнерами стали уже более 15 компаний: производители путеводителей, слингов для переноски младенцев, удочек, приманок и прикормок, снегоболотоходов, вездеходов и других, казалось бы, непрофильных для лицензирования товаров. Тематика телеканалов компании "Первый ТВЧ" способствует успешному продвижению не только узконаправленных групп товаров, но и сопутствующих. «Охотник и рыболов» продвигает товары для охоты, рыбалки и смежных категорий, «Загородный» - продукцию для дачи и работ на земельных участках, «Телепутешествия» - товары и услуги для отдыха и путешествий, ZOO TV - товары для животных, «Рыжий» - продукты для детей.
На конкурентном лицензионном рынке в период кризиса «Первый ТВЧ» использует индивидуальный подход в работе с каждым лицензиатом. В отношении ставок по роялти компания ведет гибкую политику: в зависимости от категории товара назначаются ставки от 1% до 7%. Все контракты заключаются в рублях.
Бренд-буки компании предлагают два вида изображений: логотипы «Первый ТВЧ» и частичное брендирование продукции - плашки с рекомендациями каналов («Охотник и рыболов рекомендует», «Загородный рекомендует» и другие).
Преимуществом таких способов нанесения лицензионного изображения является то, что не надо менять дизайн продукции. Это значительно экономит ресурсы лицензиатов, не снижая при этом эффекта от работы с лицензией. Благодаря доверию зрителей, рекомендации на упаковке могут стать решающим аргументом при совершении покупки.
При работе с нишевыми брендами важно продвигать товар среди профильной аудитории. В этом смысле работа с брендами телеканалов имеет несомненное преимущество. Компания «Первый ТВЧ» обладает сильным медиаресурсом и дает партнерам возможность рекламировать свои товары среди лояльной аудитории потенциальных покупателей. Заключив контракт, каждый лицензиат получает бесплатное рекламное время в эфире соответствующего канала и может не только сообщить о выходе своего товара, но и указать места и сроки реализации.
Кроме того, «Первый ТВЧ» участвует в тематических b2c-выставках для поддержки лицензиатов. Они могут размещать свою продукцию и информацию о ней на стенде правообладателя. Также лицензионные товары продвигаются на массовых тематических мероприятиях, которые телекомпания проводит для своей аудитории. Например, в рамках Кубка телеканала «Охотник и рыболов». Для максимального охвата зрителей Кубки проводятся в различных регионах России. В среднем в каждом мероприятии участвуют порядка 10 тысяч человек.
Лицензирование нишевых брендов может стать хорошим решением не только для компаний, выпускающих тематические товары, но и для производителей, которые хотят привлечь потенциальных покупателей, тем самым обеспечив своим товарам стабильный спрос.
«Телепутешествия»
Путеводитель по самым актуальным туристическим маршрутам всего мира.
Аудитория: мужчины и женщины 25 - 45 лет.
Ключевые ценности: впечатления, приключения, свобода.
Развитие бренда:
«Охотник и рыболов»
«Охотник и рыболов» – признанный лидер в России в тематике «охота и рыбалка» и самый рейтинговый канал компании «Первый ТВЧ».
Контент: познавательные программы, обзоры ключевых событий в мире охоты и рыбалки, практические советы экспертов.
Аудитория - мужчины 25 - 55 лет.
Ключевые ценности: азарт, мужественность, независимость, юмор.
Развитие бренда:
Zoo TV
Контент: программы о мире живой природы.
Аудитория: мужская и женская семейная аудитория 25 - 55 лет.
Ключевые ценности: забота, понимание, защита.
Развитие бренда:
«Загородный»
Канал "Загородный" – практическое руководство по строительству загородного дома, ландшафтному дизайну, садоводству и разведению домашних животных. Аудитория - женщины 25 - 55 лет.
Ключевые ценности: дом, семья.
Развитие бренда:
«Рыжий»
Уникальный для российского телевидения социальный проект, созданный для детей с нарушениями слуха. Все программы сопровождаются переводом на жестовый язык. Контент: мультфильмы, анимационные и художественные сериалы, познавательные и развлекательные программы российского и зарубежного производства.